Газета выходит с октября 1917 года Friday 26 апреля 2024

Марис Янсонс: «Этот концерт — необычайно эмоциональное событие в моей жизни»

25 апреля в Большом зале Филармонии — 5-й концерт абонемента «Первый симфонический оркестр России», посвященный 100-летию одного из крупнейших советских дирижеров Арвида Янсонса

За пультом — его сын, прославленный дирижер Марис Янсонс.

Сейчас он репетирует с филармоническим оркестром целыми днями. Однако маэстро нашел время, чтобы накануне концерта встретиться с журналистами. 

— Этот концерт  необычайно эмоциональное событие в моей жизни. Он посвящен столетию со дня рождения моего отца, Арвида Янсонса, который проработал здесь, в ленинградской филармонии 32 года. Он указал мне путь в жизни и творчестве. 

Когда Марису Янсонсу было всего три года, отец начал брать его с собой на репетиции и концерты в Риге. Чуть позже, лет в шесть, он стал расспрашивать отца о профессии дирижера.

— Отец дал базу, понимание дирижерской профессии. Я воспринял от него очень многое — прежде всего, музыкальные принципы исполнительства и интерпретации, идущие от Мравинского, от нашей петербургской школы, которую я считаю одной из лучших в мире. 

Маэстро надеется, что, может быть, на концерт 25 апреля придут люди, которые помнят его отца.

А вот в оркестре осталось совсем немного музыкантов, которые работали с Арвидом Янсонсом, да и с Марисом Янсонсом тоже.

— Оркестр очень помолодел, — говорит дирижер. 

Да и не удивительно: в последний раз Марис Янсонс давал концерт с симфоническим оркестром Филармонии 12 лет назад.

Марис Арвидович рассказал и о том, каким человеком был отец. Всего один маленький эпизод. 

— Отец много работал с японским оркестром. И вот произошло несчастье. Человек, который содержал оркестр, обанкротился. Оркестр остался без работы. И директор оркестра, которого мы очень хорошо знали, который приезжал к нам, сделал себе харакири. Папа на следующий день приехал туда. И предложил отдать гонорар за свой концерт в пользу оркестра. Деньги были, конечно, небольшие. Но это был символический жест, который сыграл большую роль. Потому что после этого нашлись люди, которые стали финансировать оркестр. Так советский дирижер спас японский оркестр. 

В программе концерта, который прозвучит 25 апреля, — последняя, седьмая симфоническая поэма Рихарда Штрауса «Жизнь героя». В первом отделении прозвучит Третий до-минорный концерт для фортепиано с оркестром Людвига ван Бетховена. В Большом зале концерт исполнит один из лучших современных интерпретаторов Бетховена, основатель и художественный руководитель известного Международного музыкального фестиваля в замке Графенегг Рудольф Бухбиндер.

— Я очень много думал над программой этого концерта, — рассказал Марис Арвидович. — Первая мысль была — выбрать музыку, которую папа любил. Но потом понял, что надо поискать что-то другое, потому что это — произведения Шостаковича, Дворжака, которые очень часто исполняли! И мне пришло в голову, исполнить «Жизнь героя» Рихарда Штрауса. Композитор показал в этом произведении свою жизнь, свои чувства, свои впечатления, сложности. Так что через музыку Рихарда Штрауса мы как бы пройдемся по жизни моего отца. 

А для второго отделения решил выбрать фортепианный концерт Бетховена. Я поначалу искал исполнителя, который бы выступал с моим отцом. Но, к сожалению, таких сейчас в России осталось очень мало. И тогда я пригласил Рудольфа Бухбиндера. Возможно, он и выступал с моим отцом, я не знаю точно и спрошу у него об этом. Это — замечательный пианист, представитель австрийской школы музыки, очень глубокий музыкант. 

В конце встречи, Мариса Янсонса спросили, почему он так редко приезжает в Петербург.

— Я никогда не уезжал из Петербурга! — ответил маэстро. — Я живу в Петербурге, это мой дом. Я уезжаю работать. Обожаю этот город. Я здесь вырос, получил образование, сформировался как музыкант и как человек. И мой отец, и я всегда считали себя ленинградскими, петербургскими дирижерами. И я не могу себе представить свою жизнь в другом городе. Я всегда буду жить здесь, всегда. 

***

Сегодня, 24 апреля, в 20 часов Рудольф Бухбиндер встретится со слушателями в филармоническом арт-подвале, чтобы ответить на вопросы о своей интерпретации музыки Бетховена. Там же можно посмотреть небольшую выставку редких фотографий, афиш и концертных программок, посвященную 100-летию Арвида Янсонса. 

↑ Наверх