Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 25 декабря 2024

Марис Янсонс концертом почтит память Ростроповича

31 марта в рамках IV Международного фестиваля Мстислава Ростроповича в Большом зале Филармонии состоится концерт Cимфонического оркестра Баварского радио под управлением одного из лучших дирижеров мира

31 марта в рамках IV Международного фестиваля Мстислава Ростроповича в Большом зале Филармонии состоится концерт Cимфонического оркестра Баварского радио под управлением одного из лучших дирижеров мира — Мариса Янсонса

В этом году фестиваль, который проходит с 27 марта по 2 апреля посвящается легендарной русской певице народной артистке СССР Галине Вишневской. По уже сложившейся традиции, фестиваль не ограничивается только московскими залами — каждый год в его афише особое место занимает Петербург, с которым связаны многие важнейшие страницы истории семьи Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича.

Как неизменно подчеркивает художественный руководитель фестиваля Ольга Ростропович, «главное в концепции фестиваля то, что на его концертах должны звучать произведения высочайшего уровня и в самом лучшем исполнении». Всемирно известный Симфонический оркестр Баварского радио, который с 2003 года возглавляет Марис Янсонс, по многочисленным оценкам музыкальных критиков, входит в десятку лучших оркестров мира. Из-за большой занятости великолепного дирижера и насыщенного графика гастролей каждый его приезд в наш город становится знаковым событием в культурной жизни Петербурга. Но в этот раз визит приобретает особый, личный оттенок.

В интервью маэстро журналу «Музыкальная жизнь», посвященном Международному фестивалю Мстислава Ростроповича, он с теплотой вспоминает о дружбе, которая связывала его родителей, а позже и его самого с Галиной Вишневской и Мстиславом Ростроповичем: «Там, где появлялся Слава, возникала какая-то особая энергия, и центром ее становился он. Его авторитет, невероятная доброжелательность, веселость захватывали всех. Он занимал центральное положение в любом обществе… Я считаю его гением — гениальным музыкантом, гениальным человеком. Это тот случай, когда мы говорим «по-настоящему невосполнимая потеря». Такой артист рождается раз в 300 лет».

В программе концерта: симфония №5 Бетховена и Фантастическая симфония Берлиоза. 

«Судьба стучится в дверь»… Так Бетховен определил главную тему своей Пятой симфонии. У этой симфонии нет программы, содержание ее не выражено словами. Наверное, словами невозможно передать то, что передает эта великая музыка. Тем не менее послание миру, которое зашифровал композитор в этом произведении, понятно: путь человека от тьмы к свету, от борьбы — к победе. 

Фантастическую симфонию Берлиоза, впервые исполненную в Парижской консерватории 5 декабря 1830 года, часто называют первым программным произведением в истории романтической музыки. В ней, по словам самого композитора, он изобразил развитие «адской страсти». Современники увидели в симфонии отражение драматической любви Берлиоза к английской актрисе Генриетте Смитсон. В финальной части, которая носит название «Сон в ночь шабаша», множество оркестровых эффектов, изобретенных Берлиозом. Один из самых знаменитых — стук костей в пляске мертвецов, который передается игрой древком смычка на скрипках и альтах и вызывает ощущение жути. В кульминации плясовая тема сливается с темой Dies irae — Страшного суда. 

«31 марта в 19.00 в Большом зале Филармонии — Марис Янсонс.  Ройте землю, но попадите…» Это объявление вывешено «Вконтакте» на страничке поклонников маэстро. 

Но даже если вы не сумеете попасть, у вас будет возможность послушать  великую музыку в исполнении Симфонического оркестра Баварского радио под руководством Мариса Янсонса. Концерт будет эксклюзивно показан в эфире «100ТВ» 31 марта в 19.30. В этот же день в 17.15 можно будет посмотреть документальный фильм «Моя профессия — дирижер. Марис Янсонс».

↑ Наверх