Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Марк Захаров: Надо понять, что я еще не сделал хорошего

Легендарный режиссер отмечает 80-летие

«80 лет — это такой возраст, когда начинаешь думать, что кто-то за что-то тебе продлил жизнь. Вот надо понять, за что, что я ещё не сделал хорошего», — говорит знаменитый театральный и кинорежиссер, народный артист СССР Марк Анатольевич Захаров, который сегодня, 13 октября, отмечает свой юбилей.

Вот уже более 40 лет он возглавляет московский Театр им. Ленинского комсомола, легендарный «Ленком».

[[!image:27556]]

Его рок-опера «Юнона» и «Авось», поставленная на музыку Алексея Рыбникова и стихи Андрея Вознесенского, — одно из самых ярких театральных впечатлений сотен тысяч зрителей. В том числе и автора этих строк. В начале 80-х, когда «Ленком» приехал в Ленинград на гастроли, ДК им. Горького брали штурмом, а многие пытались проникнуть по поддельным билетам. Во всяком случае, в зале и на балконе, по-моему, было гораздо больше народу, чем мест: многие сидели на ступеньках, другие смотрели спектакль несколько часов стоя.

Потом Марк Анатольевич говорил, что у него есть целая коллекция таких мастерски нарисованных поддельных билетов, и он удивлялся, почему люди, обладающие такими способностями, рисуют театральные билеты, а не деньги.

Когда много лет спустя мне довелось брать для «Вечернего Петербурга» интервью у режиссера, я попросила его рассказать о том, как он работал над этим спектаклем.

И Марк Анатольевич поделился воспоминаниями: «Привлекая Вознесенского, мы в глубине души рассчитывали на то, что само его имя — имя поэта, только что получившего Госпремию, — убережет спектакль от цензуры. Ведь в те годы мы подвергались сильнейшему идеологическому прессингу, надо мной постоянно висела угроза увольнения». Удивительно, но спектакль приняли! Несмотря на то, что по ходу действия на сцене поднимали царский морской флаг, на духовные песнопения (и это во времена, когда Библия была запрещена, а Новый Завет считался антисоветской литературой!). Андрей сказал, что не обошлось без вмешательства высших сил, и мы ринулись в Елоховскую церковь, чтобы поставить свечки Богородице, которая была одним из главных действующих лиц «Юноны».

Сколько с тех пор поставлено спектаклей!

И никогда его артисты не играли и не играют при полупустом зале: ни в Москве, ни на гастролях. «У нас, слава Богу, как в 73-м году начались аншлаги, так и продолжаются по сей день. Хотя ничто не вечно, и нет стопроцентной уверенности, что всегда так будет», — говорит режиссер. По его убеждению, все дело — в особой энергетической магии, которой обладает хороший спектакль.

К сожалению, Марк Анатольевич больше не снимает фильмов. Нам остается только бесконечно пересматривать его легендарные киноленты, ставшие классикой отечественного кино, — любимые несколькими поколениями, растащенные на цитаты: «Двенадцать стульев», «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Дом, который построил Свифт», «Формула любви», «Убить дракона».

По признанию режиссера, от работы в кино в наши времена его удерживает страшная зависимость от продюсера, от денег: «Многие друзья-кинематографисты останавливали съемочный процесс — кончались деньги. Я просто не представляю, если в съемочный период мне бы сказали, что деньги кончаются, все израсходовали, давайте консервировать. Я бы, наверное, руки на себя наложил, я бы не пережил этого!»

С юбилеем Марка Захарова поздравил президент Владимир Путин. В поздравительной телеграмме говорится: «Ваше творчество стало настоящим явлением не только в истории отечественного драматического искусства, но и в общественной жизни. Сила и щедрость таланта, непререкаемый профессиональный авторитет помогают Вам объединять вокруг себя ярких, неординарных личностей, заряжать их энергией и увлечённостью. На сцене легендарного «Ленкома» и в кино Вы всегда шли особым, новаторским путём. И поэтому Ваши работы вызывают неподдельное трепетное отношение людей разных поколений, никого не оставляют равнодушным».

Сам режиссер говорит, что не очень любит юбилеи, с которыми связано много канители и головной боли. Но, по его словам, благодарен Богу за годы, которые ему отпущены. Корреспонденту ИТАР-ТАСС Марк Анатольевич сказал: «Я должен максимально использовать этот срок для людей, которые верят мне, и, смею думать, любят меня».

↑ Наверх