Маркировка защитит произведения искусства от жуликов и воров
Эрмитаж представил новую, секретную технологию
Уникальная технология, создававшаяся несколько лет совместно со специалистами Центрального НИИ Министерства обороны РФ, может быть полезна не только музеям, но и МВД, таможне и даже Интерполу. 25 февраля об этом рассказал журналистам директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
На охрану шедевров призваны современнейшие технологии.
Используя новую, секретную технологию, можно идентифицировать музейные экспонаты столь же точно, как личность человека идентифицируется даже не по отпечаткам пальцев, а по ДНК. По словам Михаила Борисовича, «музей существует в мире не совсем музейном. И в этом мире часто говорят, что в музеях много вещей пропадает, что там много подделок, что музейные фонды надо проверять. Новая система маркировки экспонатов нужна нам не только для того, чтобы упростить всякие таможенные процедуры, но и чтобы облегчить нам общение с этим внешним миром. Миром, который очень сильно изменился со времен двухсотлетней и даже столетней давности, где много опасностей, жуликов, бандитов и мошенников».
Маркировка вещей из коллекции Эрмитажа, как подчеркнул Михаил Пиотровский, делается не по тому же примитивному принципу, как, скажем, штрих-коды в магазинах: «Она нужна для многого: для обозначения, идентификации вещей, для учета в музее, для определения подлинности на таможне. На старых картинах екатерининских времен маркировка стоит прямо на живописи. Сейчас мы предлагаем более современные способы. Наша технология развеивает мифы о том, что вот где-то существуют вещи, которые у нас отсутствуют. Так вот: в области маркировки ничего подобного тому, что разработано сейчас для Эрмитажа, нет ни в нашей стране, ни во всем мире. Мы — первые. Именно поэтому то, что делается сейчас здесь, столь важно».
Алексей Богданов, заместитель директора по эксплуатации, посвятил присутствовавших в тонкости новой технологии, не раскрывая, разумеется, всех секретов: «Мы поставили задачу создать технологию маркировки, которая могла бы обеспечить быстрое, несложное и однозначное определение принадлежности экспоната к музейной коллекции».
Если говорить не на языке науки, маркировка — это просто точечка, капелька, состоящая из определенных химических веществ. Но этой капельки вполне достаточно, чтобы определить подлинность экспоната. И подделать ее невозможно.
Капелька уникального вещества поможет определить подлинность и собственника произведения.
Как рассказал Алексей Богданов, эта микроскопическая капелька специального вещества безвредна для экспоната, не меняет его структуру, не вступает в химические соединения. Она невидима на глаз, заметной становится только в ультрафиолетовом излучении. Определяется она с помощью специального прибора. Есть еще один прибор, побольше размером и более сложный, который позволяет выявить уровни защиты.
«Маркируются предметы искусства с помощью так называемых фломастеров, наполненных специальным химическим составом, — пояснил Алексей Богданов. — Это не столько люминесценция, сколько определенное количество информации, которую и считывает прибор. Выявлением люминесценции мы фиксируем то, что маркировка на экспонате есть. А вот наша это маркировка или не наша, определяется цветовым сигналом. Если наша — загорается зеленый огонек. Не наша — красный. Для этого не надо перемещать экспонат, скажем картину, в специальную лабораторию. Не надо ее даже переворачивать. Достаточно поднести прибор, чтобы удостовериться по цвету мерцающего сигнала в ее подлинности или наоборот». Для тех предметов, к которым нельзя прикасаться, разработана система нанесения знаков при помощи распыляемого из аэрозоля «тумана», который мгновенно высыхает, попадая на экспонат.
Маркировка может применяться для холста, бумаги, стекла, фарфора, дерева и керамики. Пока еще в разработке технология маркировки на металле.
Стоимость нанесения на один экспонат составляет всего тридцать рублей. А для того чтобы нанести ее, требуется лишь 15 секунд. Сохраняется она в течение минимум полувека.
«В принципе если допустить возможность каких-то катастроф, в результате которых произведения искусства могли бы сгореть, то даже по пеплу можно определить, наши это были экспонаты или нет», — заметил Алексей Богданов.
Над созданием технологии маркировки музейщики работали совместно со специалистами из Центрального научно-исследовательского института Министерства обороны РФ и Российского химико-технологического университета им. Менделеева. Поначалу специалисты работали бесплатно. Но затем удалось получить финансирование из бюджета. В 2012 году на маркировку музей получил 10 миллионов, в 2013 году — 20 миллионов. В этом году на работу по маркировке экспонатов выделено 30 миллионов рублей. Это совсем небольшие суммы, особенно если учесть всю важность подобной технологии для определения подлинности экспонатов.
Метки: Музейное дело Мошенничество Реставрация Живопись Скульптура
Важно: Правила перепоста материалов