Газета выходит с октября 1917 года Friday 10 мая 2024

Марлен Хуциев получил заслуженные награды

Обозреватель «ВП» побывал на церемонии закрытия II Санкт-Петербургского кинофорума

Гран-при за лучший фильм в программе «Best of the Best» получил иранец Асгар Фархади за картину «Надер и Симин: развод». В программе участвовали 10 картин — призеров международных фестивалей прошедшего сезона. Асгар Фархади уже заслужил за этот фильм «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля, так что мнение жюри совпало с мировым признанием.

Кроме того, жюри отметило знаменитого финна Аки Каурисмяки за «гуманность режиссерских намерений и высокое художественное исполнение» в фильме «Гавр». Правда, самого Каурисмяки на фестивале не было.
Приз зрительских симпатий в этой же программе между собой поделили картины «Охотник» Бакура Бакурадзе, «В стороне от дороги» Чарли Брауна и все тот же «Гавр» Аки Каурисмяки. Видимо, и этого своего «Морского конька» (в таком образе были исполнены награды Кинофорума) финский режиссер заслужил — учитывая, что на показ «Гавра» ломилась толпа и попали туда далеко не все даже участники Кинофорума.

Почетный гость фестиваля Орнелла Мути по-прежнему хороша. Фото: Михаила САДЧИКОВА-мл.

В другой конкурсной программе, «Новые территории», составленной из фильмов, впервые демонстрируемых на кинофестивалях, победители определились такие: «Гешер» иранца Вахида Вакилифара (специальный приз), «Летающая рыба» шриланкийца Санджиевы Пушпакумары (за лучшую режиссуру).
— Я храню в своем номере счастливое яблоко, которое мне дали перед отлетом из Ирана, — признался Вахид Вакилифар.

Яблоко действительно принесло победу.
Пушпакумара в своей речи успел поблагодарить Андрея Тарковского, маму, продюсера, Достоевского, Гоголя, Александра Сокурова, Петербург и весь народ Шри-Ланки, а главное — посвятил свой фильм иранскому режиссеру Джафару Панахи. Напомним, что этот режиссер недавно был осужден на 10 лет тюрьмы за акции протеста против иранского правительства.

Картина «Черная кровь» принесла китайскому режиссеру Миаояну Жангу главный приз конкурса. Характерно, что этот фильм в Китае запрещен к показу.

Специальный приз Кинофорума получил также фильм «Двойник дьявола» режиссера Ли Тамахори; фильм участвовал во внеконкурсной программе «Гала».

Кроме того, награждали и лауреатов молодежного киногорода «Метрополис», который во время фестиваля проводил Александр Сокуров в поселке Репино. Туда съехались молодые непрофессиональные кинематографисты со всей России. 

— Ну что такое любительское кино? Есть те, кто любит кино, и есть те, кто нет, — высказался кто-то из молодых победителей.

В этом замечании можно услышать поступь будущего: действительно, кинематограф становится все менее элитарным искусством. В том смысле, что его, как когда-то фотографию, теперь может создавать практически любой желающий. Об этом же сказал и режиссер Михаил Баркан, принимавший участие в работе «Метрополиса», на заключительной пресс-конференции фестиваля: все недостатки фильмов на киногороде искупались свежестью мысли, идей, яркостью формы. Главное — вывести это кино из Интернета на большой экран, к широкому зрителю.

Марлен Хуциев стал настоящим героем Кинофорума. Фото: Михаила САДЧИКОВА-мл.

Но настоящим героем фестиваля стал Марлен Хуциев. Ему вручили приз за вклад в кинематограф. Кроме этой награды программный директор фестиваля Андрей Плахов вручил Марлену Мартыновичу приз за выдающийся вклад в мировое кино от Международной федерации кинопрессы.

Закрыл Кинофорум показ фильма Карлоса Саура «Фламенко, фламенко» — необычайно углубленная и медитативная работа, если только можно так сказать про двухчасовое видение, полное страсти, танца и гитарного перебора.

Федор ДУБШАН
↑ Наверх