Газета выходит с октября 1917 года Saturday 21 декабря 2024

Масленица, Масленица, блин по небу катится…

7 марта исполняется 135 лет со дня рождения замечательного русского художника Бориса Михайловича Кустодиева

Его называли фантазером быта, но основой для всех «фантазий» служила феноменальная зрительная память художника. Кустодиев, по словам сына, помнил, каким был фонарь на том или ином перекрестке, мог точно восстановить какого-нибудь витиеватого дракона на конце водосточной трубы и все вывески над лавками торговых рядов в Астрахани, откуда был родом и где прошло его детство. И по мере обострения болезни обострялась и эта способность «воскрешать в памяти». Память заменяла художнику зрение и необходимость новых впечатлений.

Борис Кустодиев. Портрет Федора Шаляпина. Для того чтобы мопс Ройка позировал, подняв голову, на шкаф сажали кошку


У Кустодиева была опухоль в позвоночнике. Сделали первую операцию за границей и ожидалась вторая, которая могла поставить его на ноги, однако ей помешали сначала Первая мировая война, а потом революция в России. Художник обречен был окончить свои дни в инвалидной коляске…

Но чем больше Кустодиев уходил от жизни (десять лет он был заключен болезнью в четырех стенах дома), тем больше входил он в эту жизнь на своих холстах. Однажды в доме на Введенской улице появился Шаляпин, чтобы заказать художнику декорации для спектакля. Кустодиев пришел в восторг от его шубы, попросил в ней попозировать. Портрет он решил писать большой, соответствующий «размаху певца». Чтобы дотянуться до верха холста, писал в наклонно-висячем положении и, как фреску, — по частям. Для него изготовили специальный станок, на котором располагался холст. Холст двигался, и благодаря этому Кустодиев мог писать верхнюю часть, потом нижнюю… Сам он так никогда и не увидел весь холст целиком — в комнате негде его было поставить.

Портрет этот стал поистине памятником великому русскому артисту.

Наш конкурс

Классические кустодиевские шедевры — красавицы, купчихи, праздники, купальщицы — написаны тогда, когда художник был уже болен. Он, не способный сам даже вымыть руки, постоянно писал купание — как символ обновления, очищения. Написал в последние годы жизни знаменитую теперь «Русскую Венеру» в бане — одну из самых жизнерадостных своих картин. Огромная эта картина размером два на три метра имеет свой секрет.

Попробуем догадаться — какой. Картина эта была написана на обороте:

1. Картины «Масленица».

2. Семейного портрета под названием «Терем».

3. Картины «Октябрь в Петрограде».

А теперь ответ на предыдущий вопрос нашего конкурса — о том, где впервые миру явился знаменитый «Черный квадрат» Казимира Малевича. Вопрос был сложным, с подвохом. И все-таки Людмила Соловьева, Ася Лернер и Алла Стафеева ответили верно. Итак: впервые «Черный квадрат» как таковой публика увидела в декорациях к опере «Победа над солнцем». Это произошло 3 и 15 декабря 1913 года. Черный квадрат вместо солнечного круга мыслился художником как победа активного человеческого духа над пассивной формой природы.

Ну а как картина «Черный квадрат» (первый из четырех авторских вариантов, два из которых можно увидеть в Русском музее и в Эрмитаже) был представлен на футуристической выставке «0, 10», открывшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года.

Благодарим всех за внимание к нашему конкурсу и просим присылать ответы на электронный адрес arsenevaz@mail.ru.

Победитель конкурса получит один из каталогов Русского музея.

Подготовила Наталья Крылова
↑ Наверх