Массимо Берсани: Я не стремлюсь к славе. Хочу еще пожить!
Мастер фотографии объяснил, почему человеку с объективом нужен третий глаз
Массимо Берсани, признанного «гурмана» фотографии, лауреата множества международных фотоконкурсов, знают многие фанаты этого дела. За тридцать два года фотокарьеры на его счету более 20 персональных выставок в разных странах мира, а активная преподавательская деятельность помогает развивать фотоискусство и открывать новые таланты повсеместно. Особое место в творчестве Берсани уделяется его родной Италии, а также Японии и России.
Важно не «залипать» на чем-то одном
— Массимо, каких русских фотографов вы знаете, каково отношение к российской фотографии в Европе?
— Не буду скрывать, что в Италии очень мало известных российских имен, это факт. Но существует и другая сторона проблемы фотографии в целом — это тенденции, существующие на данный момент в мире, грубо говоря — мода. Именно это отрицательно сказывается на содержании, смысловой нагрузке фотографий. Молодые фотографы должны помнить, что очень важно контролировать дистанцию между тенденцией и своим творчеством.
— Что требуется, чтобы стать фотографом, каким человеком нужно быть?
— Стремясь стать именно фотографом, а не просто человеком с фотоаппаратом, необходимо запастись не просто терпением, а смирением: начать с начала, с азов. Сейчас, конечно, техника «идет навстречу» человеку, всячески помогая и подсказывая, но нужно не стать ее рабом. И в фотографии, как и в других видах искусства, важно «не залипать» на чем-то одном, всегда находиться в поиске, не чуждаться экспериментов, таким образом находя свой собственный стиль.
— Чего же не хватает русским фотографам, чтобы сравняться в мастерстве с западными?
— Я привез с собой несколько фотографий, они полностью сделаны вручную, на сто процентов аналоговые. Когда я занимаюсь творчеством, мне важно представлять все этапы создания фотографии, полностью контролировать процесс — это тот момент, когда технология превращается в полноценный язык, на котором я своему зрителю рассказываю какую-то историю, это построение образа. И чтобы найти свой язык, требуется уверенность, иногда — наглость, напористость. Этих качеств часто не хватает русским фотографам: они так боятся не понравиться, сделав то, что им хочется, и из-за этого оказаться «не в тренде», что даже обидно — пропадает очень много талантливых ребят.
Когда я объясняю своим студентам их ошибки — они злятся. Когда человек злится, он не может слушать, воспринимать информацию. Поэтому нужно смириться с ошибкой и спокойно выслушать, что тебе говорят.
— А что есть успех?
— Я могу спросить у вас то же самое. Он у каждого свой.
Мастер-класс Массимо превратился в фотосессию.
— Есть такой термин — «современное искусство». И им нарекают все, что угодно: от гвоздя, вбитого в стену, до сложных инсталляций. Как вам кажется, где проходит грань между искусством и «неискусством»?
— Я фотограф и преподаватель. Соответственно, я делаю фотографии и учу людей фотографировать. И если ученые мужи считают, что продукт, который получается у меня, как фотографа, или у моих учеников, — искусство, пусть он таковым и будет. В мои задачи «сделать искусство» не входит. Я процесс фотографии называю искусством, потому что это комплекс технических навыков и изначально особого взгляда на мир, которому теоретически можно тоже научить. Человек, который все это может, искусен в этой области. Вот вам и истоки терминологии.
Расскажу кое-что. Недавно в Италии по телевизору я видел один старый фильм. Художник всю жизнь писал картины на чердаке, и они не находили признания, все его выставки были безуспешны. И вот, когда его картины висели в одной маленькой галерее, туда зашел известный критик и, восхитившись ими, поспешил найти автора. Но на тот момент художник уже умер в психушке. И посмертно этот человек стал очень известным, о его жизни и творчестве стали слагать легенды…
— Получается, чтобы стать знаменитым, художник должен умереть?
— Я не особо стремлюсь к славе и надеюсь еще пожить!
— Вы упомянули «особый взгляд фотографа на мир». Чем он отличается от взгляда обычного человека?
— Это глаз в центре лба.
— Видоискатель?
— Нет, это ментальный глаз. Это способность обобщить воспринимаемую реальность и синтезировать в двухмерной картинке какую-то историю, передающую жизненный опыт, эмоции, отвечающую или задающую вопросы.
— Не опасаетесь ли вы того, что цифровая фотография поглотит все, а аналоговая станет уделом энтузиастов?
— Во-первых, опасаться-то поздно, это уже произошло. А чем вам так близка аналоговая фотография?
— Начиная с факта таинства проявки, заканчивая тем, что требуется высокий профессионализм…
— Это все далеко не так. Я могу не посмотреть на экран цифровой камеры — вот вам и таинство. Идем дальше, о профессионализме. Даже великие фотографы прибегали к услугам людей, которые профессионально проявляли их пленки и печатали фотографии, и без этих специалистов они были как без рук. Редко когда в одном человеке сходятся эти два начала: сделать снимок и напечатать фотографию. Я считаю, что не важно, как ты добиваешься результата: проявляешь пленку или подключаешь фотоаппарат к компьютеру. Важно то, что ты в итоге скажешь своей работой.
— Каким критериям должен соответствовать ваш ученик, чтобы вы выдали ему диплом, пожали руку?
— А каким критериям, по-вашему, должен соответствовать журналист, чтобы работать в этой области?
— Талантливое написание литературного текста, передающего некую историю из реального мира, жестко следующего фактам или поясняющего таковые… Если в двух словах.
— По сути вы только что точно описали постулаты фотографии. В остальном — рецепт у каждого свой. Каждый будет искать своего работодателя и уже доказывать ему, фотограф он или нет. И если ты, с точки зрения работодателя, соответствуешь такому званию, то — отлично! Если вас это не устраивает, то берете более высокий уровень и пытаетесь доказать свое мастерство уже там. Вот вам пример. Очень талантливый и известный итальянский фотограф Франко Фуртано, которого я знаю лично, сотрудничал с крупным агентством в рекламной кампании одного автомобиля. Он должен был работать над видеороликом, который должны были снять по мотивам его фотографий. Но Франко так и не смог приспособиться к ритму работы этой команды, не смог работать с ними над видео. Эта рекламная кампания была абсолютно провальной. Надеюсь, я ответил на ваш вопрос.
— Не могли бы вы вспомнить самую яркую ситуацию, связанную с практикой фотографа?
— Это очень эмоциональный момент для меня. Знаете, есть такие кадры, которые очень хочешь сделать, но не делаешь. Какое-то время назад я занимался репортажами из горячих точек, и одну фотографию я не смог сделать: предпочел бросить камеру и кинулся помогать людям. Именно тогда мне стало ясно, что фотографировать войну — это не для меня, иначе сам не замечу, как встану рядом с солдатами и получу пулю. Но тот момент, когда я бросил камеру и помог, — очень важен для меня самого, мне кажется, что это правильно. Хотя многие профессионалы меня осудят: это человечно, но непрофессионально.
Метки: Гость «Вечёрки» Фотография
Важно: Правила перепоста материалов