«Массовое распространение культуры и искусства — вещь опасная»
Проект «Картина в библиотеке» добрался до Петербурга
В Северную столицу организаторы — Музей русского импрессионизма — привезли картину Кустодиева «Венеция». На протяжении нескольких дней жители города могли окунуться в атмосферу начала XX века: в Библиотеке имени Лермонтова читались лекции, проводились мастер-классы и показы фильмов. Ключевым моментом стал фортепианный концерт-импровизация Алексея Ореловича.
«Венеция» Кустодиева: праздник, счастье и все впереди.
Проект «Картина в библиотеке» появился совсем недавно, но уже привлек к себе внимание общества и даже Министерства культуры. Организован он частным Музеем русского импрессионизма. Люди приходят посмотреть на произведение искусства, но заодно могут прослушать увлекательную лекцию об истории импрессионизма, посмотреть документальный фильм или послушать концерт. Как правильно заметила Юлия Петрова, директор музея: «Библиотеки в последние годы сильно изменились, и те, кто давно в них не бывал, будут удивлены».
В Петербурге к выставке подготовились основательно. Библиотека Лермонтова организовала несколько интереснейших лекций о шедеврах и истории им-прессионизма, а также о творчестве Кустодиева, проводились мастер-классы и показы фильмов. Пианист и композитор Алексей Орелович познакомил слушателей со своими импровизациями, на которые его вдохновила картина.
Алексей Орелович за роялем.
После концерта музыкант ответил на несколько вопросов «Вечёрки».
— Алексей, каковы ваши впечатления от участия в проекте?
— Как видите, сама картина — очень романтичная. Я не большой романтик, но, по-моему, получилось здорово. Импрессионизм привлекателен, он манит своей безмятежностью. Особенно в юности все любят импрессионизм, когда хочется остаться легкомысленным, в то время как наступает пора ответственности. Суть импрессионизма — поймать отдельный счастливый момент жизни, в то время как перед нами не один момент, а вся жизнь! Поэтому я решил использовать внешнюю легкость и «глянцевость» импрессионизма для привлечения внимания, наложив ее на свои мысли; в итоге получилась необычная, интересная музыка.
— Как вы относитесь к модному сейчас направлению — смешивать сферы искусства и отдыха? Вроде книг в кафе или живой классической музыки в торговых центрах. Уместно ли это?
— Книги в кафе — это распространенный вариант. Почему бы не полистать книгу за чашкой чая? Многие так делают и дома. Однако если нужно серьезно задуматься, погрузиться в глубины смысла, вряд ли еда и напитки помогут. Но тогда человек, вероятно, и не пойдет в кафе. Массовое распространение культуры и искусства — вещь опасная, в первую очередь для самого искусства, как мы видим из истории. Хотя потребители только рады. Но, к сожалению, писатели все больше пишут для кафе. Поэтому надо играть в концертном зале, читать в библиотеке, а картины смотреть в музее. Но библиотека — это культурный центр, и тут никаких претензий не может быть. Картина в библиотеке — это не концерт в супермаркете.
— А как, по вашему мнению, сейчас можно повлиять на молодежь, как их заставить чем-то интересоваться и возможно ли это вообще?
— Я думаю, что вообще людям нужно в доступной сердцу форме доносить прописные истины: необходимость доброты, открытости, отзывчивости, взаимопомощи. Нельзя грубить, быть высокомерным, надо разговаривать с уважением, да и вообще разговаривать, слушать друг друга. Когда высокопоставленные или просто авторитетные люди проявляют на публике свое высокомерие, не выслушивают других или просто хамят, то любой человек, а юноша в особенности, копирует это поведение как атрибут властности и значимости. Такие вещи должны быть порицаемы, это отвратительно, но в наше время они культивируются, словно достоинства.
— Поделитесь своим секретом успешной музыкальной импровизации…
— Во время игры я слежу за тем, чтобы слушатели «не дышали».