Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 25 декабря 2024

«Медный Гога» попал в «Записки планшетной крысы»

В свои 76 Эдуард Кочергин переживает бурную писательскую молодость

Одна за другой выходят его книжки, собирая урожай литературных премий. Своими размышлениями и воспоминаниями о пережитом, о людях театра, с которыми его сводила судьба, Кочергин щедро делится с читателями на творческих встречах. Но презентация, которая прошла недавно, для Кочергина и его друзей была особо драгоценной.

Мэтра поздравляют Андрей Могучий и Валерий Фокин.


На сей раз презентация новой книги «Записки планшетной крысы» прошла в историческом здании БДТ. Сюда Эдуард Степанович пришел в далеком уже 1972 году (после работы в Театре «На Литейном» и Театре имени В. Ф. Комиссаржевской) главным художником. Здесь он стал народным художником России, лауреатом Государственных премий, мастером мирового уровня, после того как на сцене БДТ в содружестве с великим Георгием Товстоноговым и другими режиссерами и были созданы подлинные театральные шедевры: «Мольер», «Прошлым летом в Чулимске», «Энергичные люди», «История лошади», «Дачники», «Тихий Дон», «Пиквикский клуб», «Волки и овцы», «Дядя Ваня», «Амадеус», «Смерть Тарелкина», «На всякого мудреца довольно простоты», «На дне» «Вишневый сад» и другие. Он и по сей день — главный художник БДТ.

Планшетная крыса в версии Кочергина — это мастер своего дела, настоящий профессионал, преданный театру человек. Собственно, таков и он сам!

В 340-страничном издании я насчитал тридцать рассказов и 70страничную повесть «Медный Гога» о легендарном Георгии Александровиче. Не откажу себе в удовольствии воспроизвести только несколько сугубо театральных названий: «Крепостные российских императорских театров», «Титулованный плотник», «Театральные немцы», «Мастераволшебники»... Книжка читается на одном дыхании и простыми театралами, и профессионалами. Андрей Могучий сказал на презентации, что для него «Записки планшетной крысы» — не только большая литература, но и учебник мастерства, из которого он реально почерпнул идеи, которые, вполне вероятно, воплотятся в новых спектаклях.

А вот что рассказал вашему корреспонденту сам писатель, сценограф, художник Эдуард Кочергин:

— Планшетная крыса — такое старинное выражение, которое бытовало в императорских театрах. Планшетными крысами называли мастеров, которые все знают в театре, все щели, как крысы на корабле. И вообще машинистами сцены начальство императорских театров предпочитало брать людей с кораблей, боцманов. Это ведь те же такелажные работы, а боцман — это хозяин. На кораблях боцмана называли палубной, корабельной крысой, а в театре он стал планшетной крысой. До революции была даже шутовская премия с таким названием, которую выдавали самым большим мастерам театра. Я давно хотел написать такую книгу, да все не мог выкроить время... Извините, литературой не заработаешь, а рисованием пока еще я могу заработать. Но без книг уже тоже не могу…

↑ Наверх