Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

Медведей нет — а следы есть

У петербуржцев стали пользоваться спросом прогулки по экотропам

Любители туманов и запаха тайги, отправляясь в дальние путешествия, порой даже не догадываются, что прогуляться среди древних елей, полюбоваться каскадами старых прудов, вдохнуть морской запах дюн можно совсем рядом. В Курортном районе Петербурга большим спросом пользуется экотропа, проходящая по территории природного памятника «Комаровский берег». 

Наш экскурсовод — сотрудник Дирекции особо охраняемых природных территорий Петербурга Нино Нацваладзе придирчиво осматривает обувь.  Путь по экотропе предстоит неблизкий. Почти три километра. А тут на ногах туфли и босоножки. Но в итоге все же машет рукой: «Если дождя не будет, то пройдете!» Мы дружно устремляемся за ней вглубь леса. Однако через несколько шагов уже понимаем, что идти нам предстоит не по обычной лесной тропинке, а по деревянному настилу. 

Следы зверей с удовольствием разглядывают не только дети, но и взрослые

Кто в лесу живет

Как пояснила Нино Нацваладзе, настил сделан специально, чтобы не вытаптывать экосистему леса. В среднем за день по такой экотропе проходят 50 — 60 человек.  Для местных растений и животных, обитающих в здешних лесах, — это угроза. На кого-то можно наступить, кого-то испугать. А так никто никому не мешает. Если конструкцию деревянных настилов экологи позаимствовали у коллег из других природных заказников, то вот идея нарисовать на деревянных плашках следы зверей — уже своя. Рассчитывали, что следы белочек, зайчиков и ежиков будет интересно разглядывать детям. А оказалось, что и взрослые с удовольствием их изучают, стараясь не наступать на отпечатки лап. «Вот, например, сейчас нас сопровождает след медведя», — говорит Нино Нацваладзе. Когда идущий впереди молодой человек резко останавливается, она успокаивает — медведи тут не водятся. А медвежьи следы — это так, для общего развития. А вот белку, ежа или ласку здесь можно встретить. Как пояснила Нино Нацваладзе, зверей на этой охраняемой природной территории обитает больше сорока видов, птиц — 143 вида.

Кстати, увидеть их всех путешествующим по экотропе вряд ли удастся. А услышать — можно. В середине лета лес наполнен птичьими голосами. Пищат, трещат, улюлюкают… Рассказывают, что многие петербуржцы специально приезжают сюда, чтобы записать птичье пение. А потом это щебетание увозят домой, чтобы релаксировать, снимать стресс.

Главный обитатель леса

Однако главная достопримечательность этой территории — северные лесные муравьи. Нино Нацваладзе предупреждает, что трогать муравейники здесь категорически запрещено. Экологическая полиция, которая охраняет порядок, может за это и оштрафовать. Муравейников в здешнем лесу много, и они просто огромные. Стоят посреди леса, словно инопланетные купола. А еще здесь муравьи селятся не просто колониями, а так называемыми федерациями. Это, поясняет Нино, когда муравьев охватывает охота к перемене мест, царицы вместе со своей свитой уходят жить в другие муравейники, а рабочие муравьи на лето переселяются в специальные жилища, так называемые бивуаки. К зиме снова все возвращаются на старые квартиры. Почему они это делают — загадка. Как до сих пор ученые не могут дать ответ и на вопрос, почему в лесах Ленинградской области много глухих заповедных мест, а вот муравьи облюбовали именно Комаровский берег.

В среднем за день по экотропе проходят 50 — 60 человек

Историческое место 

Однако экологическая тропа «Комаровский берег» — это еще и замечательное историческое место. Когда-то в этих местах были дачи петербургской буржуазии — здесь проводили лето адвокаты, ученые, промышленники... Например, именно здесь находилась вилла известного автопромышленника Рено. Рассказывают, что автозаводчик был очарован тем, как устроена система местных прудов. Владельцы дач использовали причудливый рельеф местности, чтобы создать систему сообщающихся искусственных водоемов. Нино рассказывает, что сохранились исторические документы, описывающие, как вода каскадами, по белым каменным ступеням перетекала из  пруда в большое озеро. Посредине его был остров, засаженный сиренью и жасмином. Когда-то здесь катались на лодках. 

Недавно эти старинные пруды очистили от грязи. Никаких сокровищ в толстом слое ила, извлеченного со дна, к сожалению, не нашли. Разве что на дне одного из водоемов обнаружили затонувшую мраморную скамейку. Теперь ее хотят достать и поставить на берегу. Там, где она, скорее всего, и стояла раньше. А еще экологов порадовало то, что пруды тут же наполнились чистой прозрачной и очень холодной водой. Словно и не было десятилетий запустения.

До встречи на болоте

Уже прощаясь, Нино Нацваладзе приглашает в путешествие еще на одну экологическую тропу — на Сестрорецкие болота. Пока ее открытие только в планах экологов. Однако концепция ее обустройства уже готова. Скорее всего, там тоже для прохода будет использоваться система деревянных настилов. А вот посетителей к местам обзора планируют подвозить на лодках, чтобы потом они поднимались на смотровые площадки. И уже сверху могли наблюдать за жизнью обитателей болота. На Сестрорецких болотах гнездятся тетерева, есть гнездовья журавлей, здесь можно встретить краснокнижную скопу…

«Острые ощущения и море эмоций гарантируем», — пообещала госпожа Нино.

***

Чтобы пройтись по экотропам, достаточно доехать до Комарова или Сестрорецка, там есть указатели. Прогулки — бесплатные, для всех желающих. Обязательно — только удобная, лучше спортивная обувь. Со всеми подробностями можно ознакомиться на сайте Дирекции особо охраняемых природных территорий Петербурга.

↑ Наверх