Газета выходит с октября 1917 года Friday 19 апреля 2024

«Меня преследовали рояли»

Известный петербургский модельер Елена Бадмаева рассказала «ВП» о своей новой коллекции «Дама пик», о мистических историях, которые происходили при ее создании, а также посоветовала, как одеваться модно в эпоху экономического кризиса

Немного мистики

— Елена, коллекция «Дама пик» была приурочена к 175-летию Петра Ильича Чайковского и посвящена его опере «Пиковая дама». Многие ожидали, что в ней будут присутствовать исторические мотивы, которые вы так любите, петербургская мистика, свойственная и повести Пушкина, и поставленной по ней опере. Но ваша дама оказалась совсем другой.
— Задачу создать коллекцию впрямую по ассоциациям «Пиковой дамы» я не ставила. На мой взгляд, самые первые, поверхностные, прямые ассоциации нужно пропускать. Для создания коллекции нужна более оригинальная и глубокая идея, которая будет пронизывать все. Без нее в дизайне ничего не создать, кроме самой простой юбки. 

Что касается мистики, то ее было много при подготовке этого проекта.

— Расскажите поподробнее.
— Когда я думала над проектом, меня постоянно преследовали рояли.

— Как это?
— Мне необходим был знак для коллекции, посвященной великому композитору Чайковскому. Первые ассоциации, которые пришли в голову, — вальсы цветов и все симфонические нежности. 

Но мне нужно что-то более глубокое по содержанию, выражающее саму идею классической музыки. Почему бы, подумала я, не использовать как декоративные элементы музыкальные инструменты? И поняла, что это должен быть прежде всего рояль — как знак, символ, выражение энергии и мощи. Как его изобразить? Как превратить в знак? И как осуществить технически — вышить, сделать принты на ткани? 

Рояли стали попадаться мне везде — в Интернете, в реальности. Когда я была в Италии, в небольшом городе, пошла прогуляться на соборную площадь. Она была пустынна. Возвращаясь через пару часов в отель, я вдруг увидела, что на ней материализовался черный рояль. За ним сидел музыкант и играл классику. 

А вечером он исчез — как будто и не было.

Потом в аэропорту в Дюссельдорфе, на пересадке, я вдруг увидела тот самый рояль, который был мне нужен. Он как будто вышел мне навстречу и одиноко стоял в ожидании. 

Это был огромный «Стейнвей» алого цвета. Есть какая-то магия и в вокзалах, и в морских портах, и, конечно, в аэропортах. В аэропортах больших городов, расположенных словно на пересечении караванных путей, где тысячи людей встречаются, прощаются, подобные истории происходят часто. На таких историях основаны многие книги и фильмы. 

Это знаки судьбы, которые мы не всегда замечаем. И когда я вернулась в Петербург, то уже знала, каким должен быть мой рояль. Большим. Алым. Вышитым.

Платье для Майи Плисецкой

— Сейчас в Шереметевском дворце идет подготовка выставки «Божественная Майя», посвященной великой балерине Майе Плисецкой. Знаю, что там будут не только ее костюмы, но и модели, созданные петербургскими дизайнерами. Вы и ваши коллеги должны воплотить в них свое видение образа балерины, ее личности, творчества. Как продвигается работа?
— Пока только идеи. Нет, я не из тех людей, которые все откладывают на потом, ничего не делаю в самый последний день. Но есть такие проекты, которые я смакую. 

Вышитые рояли, скрипки, трубы… Кажется, что новая коллекция Елены Бадмаевой звучит как оркестр классической музыки

— Это будет инсталляция?
— Нет, платье. Но очень необычное. Пока я не могу выдать всю информацию. Скажу только, что это платье должно будет передать масштаб личности Плисецкой, ее необыкновенно сильное влияние на балет и моду, ее сияние. 

— Перейдем от высокого искусства к прозе жизни, если не возражаете. На дворе —экономический кризис. Многие бутики закрываются. Люди вообще стали покупать меньше одежды, обуви, аксессуаров. У вас нет сложностей с заказчиками?
— К счастью, нет. Во-первых, я люблю своих заказчиков. Многие со мной уже не первый год. Кроме того, в сравнении с другими петербургскими дизайнерами у меня самые низкие цены, которые я не повышаю уже довольно давно. Да, у меня нет мегаприбылей. Но мне хотелось бы, чтобы люди, которые окружают меня, оставались со мной еще очень долго. 

— Что бы вы посоветовали женщинам, желающим хорошо одеваться, но испытывающим сегодня некоторые сложности?
— Финансовые? Посоветовала бы подходить к своему гардеробу с умом. Не делать случайных покупок. Желательно точно представлять себе, какой образ вы хотите создать. А вещи можно миксовать — смешивать старые и новые. 

Понимаю, что тяжело совсем отказаться от покупки одежды. В этом есть ведь нечто гедонистическое, приносящее удовольствие, поднимающее настроение. Но ведь можно удовлетворить эту потребность в замечательных магазинах масс-маркета, где по вполне бюджетным ценам продается достойная одежда. И часто бывают распродажи. 

Я  сама не всегда прохожу мимо таких магазинов.

О «Пиковой даме» Пушкина и Чайковского напоминают карточные масти, рассыпанные по смокингам, платьям и юбкам

Не могу назвать петербуржцев толпой

— Что вы думаете о том, как одеваются петербуржцы? Речь не о персонажах светской хроники, а о толпе на городских улицах, в общественном транспорте.
— Я петербуржцев не могу назвать толпой. Мне кажется, что петербуржец — это имя нарицательное. А на улицах жители нашего города выглядят совсем неплохо. Есть, конечно, исключения, но они присутствуют в любой точке света. Диалог между дизайнерами, пусть и работающими в сфере масс-маркета, массовой моды, и потребителями налажен. И мне кажется, что в этом есть и наша заслуга — петербургских дизайнеров, которые начали пропагандировать моду еще в 90-е годы. 

— Приятно это слышать. Я тоже иногда еду в метро и радуюсь, видя, как интересно люди одеты, как у них все подобрано по цветовой гамме. 
— Подбирать аксессуары тон в тон вообще-то не актуально. Монолук считается архаикой. Но я часто слышу, что, выбирая одежду, люди говорят: «Ах, у меня нет к этому платью подходящей по цвету сумки, обуви!»

К сожалению, у нас осознание некоторых процессов, происходящих в моде, запаздывает. 

Многие петербуржцы пока относятся к подбору дополнений и аксессуаров слишком серьезно и ответственно. Но в этом есть что-то трогательное. И мне это нравится. 

В оперу — в классическом костюме

— Но сейчас во всем мире и у нас появляется все больше людей, которым абсолютно безразлично, как они одеты. Даже название есть у этого тренда — нормкор. Это мода для тех, кто устал от моды. Те, кто его выбирает, одеваются «никак». Обычные джинсы, футболки, куртки, кроссовки. 
— Если это связано с внутренней позицией, которая декларируется, то я им не верю. Значит, они обращают внимание на то, как выглядят. И тратят порой больше усилий, чем люди, которые любят моду. Они ведь пытаются сформировать общественное мнение. И являются нашими оппонентами. 

Я придерживаюсь точки зрения, что одеваться красиво, продуманно, к месту — важно. Это признак культуры и цивилизации. Одежда — это своеобразный инструмент для создания настроения, для решения серьезных задач и проблем, будь то трудоустройство, знакомство, поддержание определенного общественного мнения.

— Ваш сын Арсений, судя по фотографиям в «Фейсбуке», очень часто бывает в театре. А ведь он еще маленький. Не тяжело это для него?
— Он не такой уж маленький — 12 лет. Да, мы бываем в театре, но я его не принуждаю. Я думаю, что жизнь большая, он потом сам решит, что ему интересно. Моя задача — привить ему этот интерес к искусству, драматическому театру, балету, опере, классической музыке. 

Арсений очень любит ходить в театр с моей мамой. Особенно в Мариинку. Это у них прямо ритуал. На Новый год мы подарили ему билеты туда. И когда он вытащил из пакета с подарками конверт с билетами, то был в восторге. 

— Вы заметили, что в театр, даже в оперу, многие ходят сейчас в повседневной одежде?
— К сожалению. Меня это огорчает. Надеюсь, что это пройдет. В идеале такие вещи надо прививать с детства. Мой сын считает, что для театра обязателен классический костюм. И в школу (он учится в классической гимназии) ходит исключительно в костюме. Значит, мы сумели ему это привить.

***

Подходите к своему гардеробу с умом. Не делайте случайных покупок. Желательно точно представлять себе, какой образ вы хотите создать. А вещи можно миксовать — смешивать старые и новые.

↑ Наверх