Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 20 ноября 2024

Сила, затаенная в хрупкости

В МДТ — Театре Европы отмечают юбилей Анжелики Неволиной — актрисы, чья абсолютная женственность с годами обретает все большую внутреннюю силу, глубину, драматизм.

Окончив курс Аркадия Кацмана и Льва Додина в петербургской Театральной академии (тогда ЛГИТМиК им. Н. К. Черкасова) в 1983 году, — выпускавшийся со спектаклями «Ах, эти звезды!» и «Братья Карамазовы», — актриса Неволина поначалу оказалась в Театре Комедии и лишь спустя несколько лет перешла в МДТ Льва Додина. Однако свое место в труппе заняла сразу, уверенно. Ее Лиза Тушина в додинской грандиозной, аутентичной Достоевскому эпопее «Бесы» проявила то специфически женское бунтарское своеволие (оно же и бесовство), которое сравнимо с танцем на канате над пропастью страстей и остановить его может лишь смерть. И при этом актриса показала экстра-класс владения формой — за ее графичными позами можно было разглядеть грядущий декаданс, целую эпоху культа смерти.

Эта грань жизни и смерти, мучительная, но азартная и при этом изящная игра с фатумом стала ключевой для фрёкен Жюли Неволиной. Однако в театре Додина более востребована оказалась нежная, детски-хрупкая, лирическая женственность, на какой держатся образы Марии в «Звездах на утреннем небе», Александры Дурыниной в «Братьях и сестрах», — и даже в Любе из «Московского хора», странном, озлобленном существе с проштампованным лагерной реальностью сознанием, нет-нет да и мелькнет та женщина, в которую героиня не превратилась, — ясная, страстная, сокрушительно живая.

Тем страшнее, когда эта неволинская витальность оказывается запрятана за комплексами женщины-инвалида, некрасивой старой девы, как в «Доме Бернарды Альбы» (спектакль Юрия Кородонского на Камерной сцене). Вообще Камерная сцена в последнее время стала площадкой, где открылось новое дыхание давно зна-комой актрисы. Во фру Алвинг из «Привидений», в Матери из «Зачарованных смертью» (оба спектакля поставил ученик Льва Додина Олег Дмитриев) за внешней слабостью героинь Неволиной постепенно обнаруживается и набирает силу несгибаемость и вера, которую можно разрушить только вместе с жизнью. И это та актерская сила, которая требует новых масштабных работ для Актрисы.

Читайте интервью Анжелики Неволиной на нашем сайте

↑ Наверх