Методие Бужор: Меня называют послом Молдавии в России
Сегодня певец отмечает свое 40-летие
Методие Бужор не слишком философствует по поводу своего 40-летия. «Ну что такое 40 лет? Это много или мало? — размышляет певец. — Например, Эльдар Рязанов и Александр Ширвиндт, с которыми я дружу, называют меня юнцом, хотя я уже много лет выступаю на сцене. И готов радовать публику и хитами, которые исполняли мэтры, и своими песнями». Действительно, Методие Бужору есть что спеть и есть чем удивить зрителей.
— Методие, у вас замечательная публика — поклонники благодарят вас за концерты, просят оставить автографы даже в загранпаспорте, приглашают выступить в Псков, Нальчик, в Белоруссию…
— Иногда я и сам поражаюсь, как тепло меня встречают и провожают. И конечно, помню, как одна зрительница в Белгороде протянула загранпаспорт и попросила в нем расписаться. Если поклонники очень просят, что я могу поделать? Конечно, оставлю автограф и на салфетке, и на фотографиях, и на документах. Вообще у меня замечательная публика — очень воспитанная, свои эмоции выражающая овациями на концерте.
— Хочу у вас спросить: откуда такой южный загар? Не из Молдавии — вашей родины?
— Недавно я приобрел дом под Петербургом и теперь занимаюсь его облагораживанием. Занятие это нелегкое, но очень приятное. И можно загореть не хуже, чем за границей.
— А в Молдавию не тянет?
— Там я бываю довольно часто. Стараюсь не забывать свою родину.
— Ваш отец Николай Бужор был лауреатом Всесоюзного фестиваля музыки в Москве, брат — священник, поет в церковном хоре...
— Да, у нас действительно певческая семья. Когда мы собираемся вместе, то всегда поем: папа, мама, мои братья и я. Это у нас в крови. Мой отец был хорошим певцом, а сейчас стал философом — пишет книги. Может быть, когда-нибудь я полноценно повторю его путь. Символично, что имя мне досталось по наследству от деда — Мефодия, который был ранен в 1943 году под Ладогой. А теперь я живу в Петербурге. Когда я начинал оперную карьеру — учился в Германии, потом в Италии, какое-то время жил во Франции, Швейцарии и в принципе мог остаться в любой из этих стран. Даже в Канаде, когда выиграл конкурс оперных исполнителей в Монреале. Думал, заеду в Петербург на полдня, к Елене Васильевне Образцовой, а остался на всю жизнь. Петербург — город романтиков, лириков, людей, тесно связанных с культурой, который притягивает и не отпускает от себя.
— Не жалеете, что ушли из оперы?
— Нет. Думаю, я сделал правильный выбор. Но бывает, что скучаю.
— Вы сказали, что ваш дед воевал под Ленинградом. Он рассказывал вам о том, что ему пришлось пережить?
— К сожалению, когда я родился, его уже не было в живых, а мои родные о войне вспоминать не любили… Ведь у меня воевали оба деда. Один из них сражался в Советской армии, был ранен, но дошел до Варшавы. А другого, по маминой линии, грека по национальности, забрали в румынскую армию. И с первых дней войны взяли в плен русские. Так что один дед с войны вернулся весь в медалях, а другой — ни с чем из плена. И когда разговор заходит о войне: кто был прав, а кто виноват, то у меня своя правда. Я горжусь обоими дедушками и рад, что во мне течет как молдавская, так и греческая кровь.
Я против войны.
— И наверное, против тех событий, что происходят на Украине?
— Ну а как вы думаете! Там же, как и в Молдавии, перемешаны русские, молдаване, украинцы. И как бы ни было сложно, надо решать вопросы мирным путем. Войну допускать нельзя. Самое страшное, когда манипулируют людьми, играют на их национальных интересах, чувствах, когда в ход идет оружие…
— Азербайджанский певец Полад Бюль-Бюль оглы стал послом в России. А если бы вам предложили посольскую должность, согласились бы?
— Музыканты нередко занимают государственные должности, например, Раймонд Паулс был министром культуры Латвии. Знаете, на моей родине многие друзья в шутку называют меня послом Молдавии в России. (Улыбается.) Говорят, что своим искусством я укрепляю отношения между Молдавией и Россией. Я не пытаюсь призывать к воссозданию Советского Союза — прошлое вернуть нельзя. Но в те времена были такие добрые и честные человеческие отношения, которые связывали людей, несмотря на их национальность, вероисповедание, материальное состояние. А сегодня люди очень разобщены, но музыка — искусство наднациональное, инструмент, который может всех объединить.
— Методие, вы начинали как оперный певец, но почему-то ушли в шоу-бизнес…
— Мне хотелось попробовать себя в новом жанре, новом амплуа, поскольку классическая музыка все же меня ограничивала. А эстрада, наоборот, дает столько направлений реализовать себя!
Жаль, что у нас нет, как в Европе, телеканалов, которые знакомят зрителей с совершенно разной музыкой: и эстрадной, и джазовой, и поп-музыкой.
Даже передача «Играй, гармонь!» закрылась. После моего гастрольного тура «Воспоминания…», с которым я в прошлом году проехал более 40 городов, понимаю, что у людей есть желание слушать музыку такого направления.
— Многих удивил ваш дуэт с Анастасией Волочковой в шоу «Две звезды». Теперь прима-балерина почувствовала интерес к пению, даже записала клип. А вы в свою очередь не почувствовали интереса к... балету?
— Интересный вопрос. Наверно, мысленно я уже занимаюсь балетом. (Улыбается.)
— А Волочкову вы случайно не учили петь?
— Настя — талантливая, целеустремленная и достаточно экзотическая личность. И я уверен, что найдутся достойные преподаватели, которые научат ее пению.
— Методие, ваше имя часто произносят рядом с именем народного артиста СССР Муслима Магомаева, чьи песни вы исполняете. Вам такое соседство в радость? Или все-таки хочется отойти от образа «второго Магомаева»?
— С одной стороны, лестно, что меня сравнивают с таким великим артистом, ведь это еще нужно заслужить. Когда мы встретились с Муслимом Магометовичем в первый раз, то поняли, что одинаково воспринимаем искусство, в том числе и музыку. Как сейчас вижу: рояль, пепельницы с обеих сторон, и Муслим Магометович бесконечно курит и играет. Мы больше часа музицировали, но все равно многое осталось недосказанным.
Повторюсь: мне лестно сравнение с таким замечательным музыкантом, но я стремлюсь стать первым Бужором, а не вторым Магомаевым.
— Вы сказали, что Магомаев много курил — а сами в нынешнюю эпоху борьбы с курением как к табаку относитесь?
— Я борец за здоровый образ жизни. Но свое мнение никому не навязываю. Как-то был на мероприятии в Северной Осетии, и приходили старцы, которым больше ста лет… При том что всю жизнь они курят трубку, пьют и любят женщин. Или, например, моя 90-летняя бабушка, которая живет в деревне под Кишиневом, в чай кладет пять столовых ложек сахара — не чай, а сплошной сироп, но что я ей могу сказать?
Дай бог, чтобы и я до этого возраста дожил.
— А есть ли место, где вы чувствуете себя комфортнее всего?
— Мне комфортно в любом городе, в любой стране.
— Одна из непубличных сторон вашей деятельности — благотворительность, помощь детям из интерната…
— Это такая тревожная тема. Я был в жюри конкурса «Благородное сердце», который устраивает Театр «Лицедеи», среди участников — дети из интерната. Смотришь на этих ребят, лишенных родительской заботы и ласки, а от них такая доброта исходит! Конечно, я стараюсь помогать. Но я также считаю, что помогать нужно и взрослым, в том числе и посредством музыки. И, кажется, иногда у меня это неплохо получается.
— Слышала, что вы очень трепетно относитесь к животным, любите их, что у вас дома есть дрессированная кошка Соня из британцев…
— Да, моя кошка Соня делает то, что делает собака. Я ей какой-то предмет бросаю, а она его приносит к ноге и ждет. Я вообще люблю животных и их искренность в отношениях с людьми. Мне довелось побывать в Александро-Свирском монастыре и пообщаться со старцем Александром. Вдруг он говорит: «Пойду, меня птицы ждут». И вот идем с ним в цветущий сад, а там нет клеток. Старец вынимает руки из карманов, и птицы тут же слетаются к нему. Так же и в отношениях между людьми: нельзя запирать человека в клетку, нужно дать ему свободу и создать вокруг себя такую атмосферу, чтобы он всегда хотел прийти к тебе.
— Методие, знаю, что в ваших ближайших планах — выпустить свой первый альбом, такой своеобразный отчет к собственному 40-летию…
— В середине лета мы обязательно вернемся к работе над альбомом. Думаю, пластинка выйдет к моему сольному концерту 25 октября в БКЗ «Октябрьский».
— «Вечёрка» поздравляет вас с днем рождения, желает творческих побед, здоровья и надеется, что у вас впереди еще много творческих и личных юбилеев...
— Спасибо за поздравления! Надеюсь, все так и будет. Хочется двигаться вперед, развиваться, и, думаю, моя публика в этом меня обязательно поддержит.