Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

Между Сталиным и Бродским

В «Балтийском доме» поляк Анджей Бубень 15 и 16 сентября выпускает спектакль по роману Людмилы Улицкой «Зеленый шатер»

Это третья работа Бубеня с текстом Улицкой после «Даниэля Штайна», удостоенного номинации на «Золотую маску», и «Русского варенья» (оба спектакля вышли во время работы режиссера в Театре на Васильевском).

Валерий Степанов в спектакле «Зеленый шатер» Фото: Юрия БОГАТЫРЕВА


Судя по его спектаклям, Анджей Бубень полностью солидарен с Улицкой в необходимости искать и находить религиозные основы бытия, ставя знак равенства между ними и нравственными основами. 

«Зеленый шатер» — это публицистическая беллетристика. Популярная энциклопедия русского диссидентства, ограниченная двумя датами: март 1953-го (смерть Сталина) — январь 1996-го (смерть Бродского). Кто-то уже подметил, что по структуре роман этот напоминает фильмы Иоселиани: связи между героями и эпизодами — ассоциативные, тонко намеченные, опосредованные, но опять-таки женским, безупречным чутьем Улицкая рисует портрет эпохи, черты которой чем ближе к финалу, тем отчетливей. Реальные персонажи — Сахаров, Солженицын, Бродский — соседствуют с образами, имеющими четкие прототипы, и с полностью вымышленными персонажами, которые по ходу действия распределяются по некоей вертикальной нравственной шкале, опять-таки от Сталина к Бродскому. Бубень соединяет родственных персонажей в один (скажем, всех следователей или нескольких поэтов) — а нравственные маркировки тоже всегда были его сильной стороной.

Для работы Бубень отобрал самых сильных актеров «Балтдома» молодого и среднего поколения: Регину Лялейките, Леонида Алимова, Ольгу Белинскую, Сергея Бызгу, Дмитрия Гирева, Аллу Еминцеву, Наталью Парашкину, Валерия Степанова, Юрия Елагина. Причем трое из названных актеров в свое время отлично сыграли богемных героев Серебряного века в спектакле Анатолия Праудина по «Поэме без героя», а это значит, что временные границы — ассоциативно — могут раздвинуться. Отдельно радует, что Бубень демонстрирует постоянство в пристрастиях также и в отношении замечательного художника Елены Дмитраковой — одной из немногих сценографов, кто сохранил способность стабильно удивлять.

↑ Наверх