Мигрантам предлагают бесплатный ликбез
До трети детей в начальных классах многих петербургских школ не знают русского языка
Депутаты Павел Крашенинников и Олег Морозов внесли в Госдуму законопроект, согласно которому регионы смогут вводить дополнительные праздничные дни в соответствии с местными традициями. Прежде всего нововведение предназначено для республик, где значительную часть населения составляют мусульмане. Очевидно, это стало реакцией на громкие заявления главы Башкортостана Рустэма Хамитова, который потребовал объявить нерабочими днями по всей стране праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам.
Как говорится, нам бы его проблемы. В Петербурге сейчас больше говорят о том, как научить русскому языку приезжих рабочих и их семьи. Действительно, треть первоклашек сегодня практически не говорит по-русски. Об этом рассказал в пресс-центре БалтИнфо Сергей Марков, заместитель председателя комитета по внешним связям Санкт-Петербурга, отвечающего за проведение программ толерантности в нашем городе. Национальное лицо города необратимо переменилось в последние годы — это и стало темой круглого стола, проведенного БалтИнфо совместно с «Вечерним Петербургом».
За круглым столом встретились священнослужители православной и евангелическо-лютеранской церквей, мулла татарской общины, имам азербайджанской диаспоры, раввин, чиновники. Межконфессиональный диалог предполагал ответ на вопрос: как не войти в пике того изнурительного конфликта «коренных» и «приехавших», что уже омрачил жизнь всей Европы? Как интегрировать национальные меньшинства Востока в жизнь европейского города? Впрочем, и утверждать, что они меньшинства, уже неуместно…
Для того чтобы махать лопатой, русский язык не нужен. Фото: Натальи Чайки
700 тысяч имеют право голоса
— В Петербурге 350 тысяч азербайджанцев зарегистрированных и 350 тысяч нелегально живут либо по временной прописке, — констатирует Хаджы Вугар, имам азербайджанской диаспоры, учитель Корана, теолог научно-культурного центра «Ахли-бейт».
По его мнению, для них в городе должны открываться не столько курсы русского языка и адаптационные школы, сколько религиозные.
— Религиозные люди платят налоги, как и все. Но я не видел пока в Петербурге ни одной религиозной школы, — говорит имам, сетуя на нежелание властей идти навстречу мусульманам. — Мы с инициативой шатра Рамазана вышли, когда месяц Рамазан был. Чтобы в больших районах со сплоченными мусульманами открыли палатки, где они спокойно могли бы молиться, никому не мешая. Подавали об этом заявления во Фрунзенском районе, Центральном, Кировском — во всех отказ пришел.
По мнению имама, в городе также должно развернуться строительство мечетей.
По 100 тысяч рублей на район
— У наших жителей проблема межнациональных отношений где-то на шестом месте, по сравнению с проблемами ЖКХ, безопасности на дорогах и так далее, — полагает представитель Смольного Сергей Марков. — Но это не означает, что мы ее игнорируем. Именно поэтому шесть лет назад была принята программа толерантности. Есть специальный раздел, направленный на социокультурную адаптацию мигрантов. В сентябре во всех районах города начали работать бесплатные центры по изучению русского языка, они финансируются городом. Каждому району на эти цели выделено по 100 тысяч рублей. Через эти центры с сентября по декабрь пройдут несколько сотен человек.
— Основные претензии горожан к трудовым мигрантам — незнание русского языка, это на первом месте, — продолжает Сергей Леонидович. — Когда тебя не понимает в супермаркете продавщица, когда водитель маршрутки не может ответить на вопрос, это ненормальная ситуация. Поэтому мы и пошли путем создания таких курсов. Что касается детей в наших школах, не знающих русского языка, — эта ситуация нами просчитана до отдельного ребенка, сколько в каком конкретном классе таких детей. В отдельных школах в начальных классах их до 20 — 30 процентов, особенно в периферийных районах. Выпущены учебно-методические пособия, выделены деньги преподавателям русского языка, которые будут дополнительно с этими детьми заниматься. Мало того, на эти курсы приглашаем родителей. Все это уже запущено с сентября.
— Приезжающие к нам трудовые мигранты должны разделять наши базовые ценности, наши нормы морали и культуры, — излагает Сергей Марков кредо программы толерантности в Петербурге. — Европа пошла другим путем в своей модели мультикультурализма — мол, приезжайте и живите как хотите. И социальный гуманизм обернулся социальным иждивенчеством. Человек мог приехать с большой семьей и спокойно жить на пособие, не работать, но купить себе квартиру. Это привело к образованию национальных анклавов. Люди, живущие компактно, не нуждались ни в языке, ни в культуре коренной нации за границами этого анклава — они нуждались только в том, чтобы пособия регулярно выплачивались. А если происходило где-то ущемление, то это приводило к вспышкам насилия.
Новое поколение — в самозащите
— У нас нет национальной политики, — полагает между тем протоиерей Вячеслав Харинов, настоятель храма Иконы Божией матери всех скорбящих радости на Шпалерной улице, благочинный Кировского округа Ленинградской области. Он призывает «не прятать голову в землю» и не смотреть на ситуацию в городе с закрытыми глазами.
— У меня младшая дочка в пятом классе, — рассказывает отец Вячеслав. — У них два пятых класса. Один из хорошо говорящих по-русски, второй — почти на 50 процентов из плохо говорящих по-русски. И это Центральный район города. Проблема очень серьезная. А в прошлом году мы решали с моей дочкой, каким видом единоборств ей заняться. Она скрипачка, но ей надо отражать атаки агрессивно настроенных ребят восточного происхождения, которые занимаются борьбой и отрабатывают свои приемы в классе на девчонках…
— Я помню те времена 10 лет назад, когда таджики, даже не имея возможности выйти из дверей своего строящегося объекта, совершали намаз там, — вспоминает о поре «первичного накопления» мигрантов в городе мулла Ринат Магдиев, председатель региональной общественной организации «Татарское общество НУР ПЛЮС».
— Теперь у нас волна, цунами приехавших иностранцев.
Полуграмотные рабы — находка для предпринимателя
Как следует из слов представителя татарской общины, наши «коренные» мусульмане (между прочим, потомки первостроителей города) имеют небольшие возможности влиять на адаптацию своих братьев по вере — будучи меньшинством. Подтверждением тому — та неуправляемость толп верующих, что видит город по праздникам у Соборной мечети.
«Вызывающие действия, поведение национальных меньшинств» — на это, как на причину растущего русского национализма, указывает почти половина россиян, свидетельствует сентябрьский опрос «Левада-центра».
— Вы почитайте студенческие форумы в Интернете, — обратился на круглом столе к представителям религиозных общин Василий Кривонос из организации «Ленинский комсомол». — Там только и перечисляют, кого мигранты убили, зарезали, изнасиловали. А предпринимателям выгодно нанимать этих полуграмотных полурабов, которые будут работать и молчать, а на улицы выходить по ночам, когда их не видит полиция.
Он же заметил, что позитивные телевизионные репортажи об открытии курсов русского языка для мигрантов обычно через несколько месяцев имеют продолжением показ полупустых классов — работающим на стройках не до зубрежки грамматики и фонетики.
Межконфессиональный диалог состоялся в Балтийском информационном агентстве.
Алла РЕПИНАМетки: Вектор власти Из первых рук
Важно: Правила перепоста материалов