Газета выходит с октября 1917 года Friday 3 мая 2024

Михаил Пиотровский: Альбертина имеет оттенок волшебства

В Николаевском зале Эрмитажа открылась выставка «Шедевры искусства XX века из собрания Альбертины»

Эта выставка стала началом российско-австрийских культурных сезонов 2013 — 2014 годов.

Жорж Руо. Пьеро. Фото: Натальи Шкуренок

Альбертина… Это слово звучит как имя красивой женщины, напоминая о героинях романов Марселя Пруста. 

Но носит его самый знаменитый музей Австрии, расположенный в королевском дворце Габсбургов в Вене. А назван он так в честь герцога Альберта Саксен-Тешенского, основавшего музей во второй половине XVIII века. Уже в 1822 году Альбертина стала общедоступным музеем — крупнейшим собранием рисунков и гравюр в Европе.

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, открывая выставку, заметил, что «Альбертина имеет в музейном мире оттенок волшебства». 

Кроме того, директор Эрмитажа назвал Альбертину примером классического музея, который смело шагнул в сегодняшний день. При нынешнем директоре Клаусе Альбрехте Шредере, который тоже присутствовал на открытии выставки, здание Альбертины было реконструировано, площади его выросли в несколько раз, здесь устраивается невероятное количество выставок, привлекающих туристов со всего мира. 

Как сообщил сам г-н Шредер, 10 процентов посетителей Альбертины сегодня составляют туристы из России. 

В 21 парадном зале воссоздана атмосфера королевской роскоши. О дне сегодняшнем напоминает летящая крыша, сооруженная в 2003 году по проекту Ханса Холляйна. И конечно, уникальная коллекция Герберта и Риты Батлинер, переданная Альбертине в 2007 году. Это 300 картин самых знаменитых художников, включающих французских импрессионистов и фовистов, австрийских и немецких экспрессионистов, мастеров русского авангарда и современных художников — таких, как Базелиц и Кифер.

Алексей фон Явленский. Девушка в шляпе с цветами.

По словам Клауса Альбрехта Шредера, решение Батлинеров передать коллекцию в фонд как неделимую и непродаваемую осчастливило всех сотрудников Альбертины, было воспринято ими как манна небесная. 

Для эрмитажной выставки из всей коллекции Батлинеров было отобрано 55 работ. Причем акцент сделан на австрийском экспрессионизме: главным героем выставки, по словам Михаила Пиотровского, стал Оскар Кокошка. В основе выставки также произведения немецких экспрессионистов, входивших в группы «Мост» и «Синий всадник». Как рассказал директор Альбертины, право выбора было предоставлено эрмитажным кураторам: «Если бы произведения для этой выставки отбирал я, она была бы совершенно иной».

Михаил Дедикин, один из кураторов выставки с эрмитажной стороны, объяснил свои предпочтения так: «Мы старались отобрать работы, которые были бы интересны нашему зрителю и дополняли коллекцию Эрмитажа. Для нас экспрессионизм — не локальное явление, только австрийское и немецкое, а общеевропейское. Оно началось в Германии, но имело продолжение и отражение во французском искусстве рубежа веков, в работах русских мастеров того же времени». 

«Выставка показывает и тех художников, которых мы сейчас уже не воспринимаем как экспрессионистов, — сказал директор Альбертины. — К примеру, Пикассо, Модильяни. Но и они в 1913 году участвовали в большой выставке, проходившей под эгидой экспрессионизма». Работу Амедео Модильяни, которая называется «Молодая женщина в рубашке», директор Альбертины отметил особо: «Одетая лишь в прозрачную рубашку, обнажающую одну грудь, которую она поддерживает рукой, эта девушка полна эротики. Но ее глаза — они слепы! Она не видит вас, ее взор обращен внутрь. В широком смысле слова экспрессионизм, возникший в начале прошлого века, — это разрушение видимого ради выражения незримого — ощущений, эмоций, чувств», — продолжил г-н Шредер.

Амедео Модильяни. Молодая женщина в рубашке.

 Одной из своих любимых работ Клаус Альбрехт Шредер назвал «Лунную ночь» немецкого экспрессиониста Эмиля Нольде, превращенную художником в «симфонию красок — синей, желтой, зеленоватой».  

Не обошлось на выставке и без русских художников: многие зрители подолгу задерживаются перед «Девушкой в шляпе с цветами», написанной Алексеем Явленским. Впрочем, большую часть жизни художник провел в Австрии и Германии и даже подписывался как Алексей фон Явленский. 

Выставка продлится до 12 января.

↑ Наверх