Газета выходит с октября 1917 года Saturday 6 июля 2024

«Милиции боюсь, но с улицы — не уйду»

В начале лета несанкционированная торговля получает новый импульс

В публикации «Петербургские рынки: дешево, но сердито» (номер «ВП» за 17 мая) мы в очередной раз подняли проблему несанкционированной торговли на улицах города и адресовали вопрос чиновникам из городской администрации: когда же наконец с тротуаров исчезнут импровизированные торговые ряды из старых ящиков и коробок?

 

 

 

Пенсионеры показывают «бумажки»
— На всех городских продовольственных рынках выделены бесплатные торговые места для пенсионеров, которые хотят продавать продукцию со своего огорода, но никто не будет насильно загонять их на рынки, — сообщил нам начальник пресс-службы комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Александр Алексеев. — А следить за тем, чтобы бабушки не торговали на улицах, — не наша задача. Этим должна заниматься милиция.
С наступлением лета самодеятельная торговля получает новый импульс. Если зимой снегопады, дожди и морозы выгоняют торговцев с улиц, то в погожий летний денек они появляются на тротуарах с утра пораньше и уходят с наступлением темноты. В каждом районе есть места, которые облюбовали пенсионеры, торгующие по дешевке зеленью, овощами и всякой прочей снедью. Например, в Московском районе это территория около входов на станцию метро «Московская», в Центральном — около Кузнечного рынка, в Петроградском — у Сытного рынка. В Адмиралтейском самостийная торговля идет в окрестностях станции метро «Технологический институт», но главное место притяжения всевозможных самодеятельных торговцев — Сенная площадь.
— Пресекать несанкционированную торговлю обязаны участковые. Но к каждой бабушке сотрудника милиции не приставишь, — заявили в отделе информации и общественных связей ГУВД, — мы регулярно проводим рейды, в ходе которых составляются протоколы, выписываются штрафы. Например, только в Красногвардейском районе за два квартала сотрудниками милиции составлено 47 протоколов, изъято товара на общую сумму 227 000 рублей. Однако часто как бывает? Бабушки, как только завидят издали милицейскую машину, собирают вещички и — врассыпную. А когда задерживаем их, они показывают разные бумажки: «ветеран труда», а то и «блокадник», как таких наказывать?

Закон суров, но… применять его нельзя
Получается, палка о двух концах. С одной стороны, торговать в неположенных местах, не имея на то разрешения, — это нарушение закона. Закон этот призван защищать нас с вами, горожан. У самодеятельных торговцев нет санитарных книжек, они продают непроверенные продукты, так что покупка у них дешевых помидорчиков или грибочков может закончиться в лучшем случае дизентерией, в худшем — тяжелым отравлением. Опять же, кучкуются торговцы в центре города, по которому пролегают туристические маршруты. Какие чувства испытывают гости города, приехавшие полюбоваться на красоты Северной столицы, при виде сидящих на тротуарах старушек в выцветших панамах, нетрудно догадаться.
Депутаты Законодательного собрания несколько лет назад ужесточили наказание за несанкционированную торговлю. Теперь штраф для тех (имеются в виду физические лица), кто попался впервые, составляет от четырех до пяти тысяч рублей. Если человек попадается неоднократно, к нему по закону можно применять и более жесткие меры — вплоть до уголовной ответственности. Шестая статья закона «Об усилении ответственности за спекуляцию, незаконную торговую деятельность и злоупотребления в торговле» гласит: «Незаконная торговая деятельность, то есть осуществление сделок по купле и продаже товаров или иных предметов с уклонением от регистрации в установленном порядке с целью получения неконтролируемой государством прибыли, если эти действия совершены после наложения административного взыскания за нарушение торговли... наказывается лишением свободы на срок до двух лет с конфискацией имущества или без таковой или исправительными работами на тот же срок с конфискацией имущества или без таковой…» Закон суров, но применять его ко многим уличным торговцам по моральным соображениям, выходит, никак нельзя. Словом, ситуация запутанная.

«Нас посадили в самом дальнем углу»
Но почему же все-таки пенсионеры предпочитают торговать с ящиков, а не идут в благоустроенные помещения рынков, где для них приготовлены бесплатные места?
— Пробовала я торговать на Сенном рынке, — призналась корреспонденту «Вечернего Петербурга» пожилая женщина, продающая цветы и семечки в начале 1-й Красноармейской улицы, недалеко от входа в метро «Технологический институт», — несколько дней сидела, ничего не наторговала. Нас посадили в самый конец рынка, к туалету. Там грязь, вонь. Люди до нас не доходят. Может быть, если бы повесили объявление большими буквами, что, мол, здесь с частных огородов овощи продаются на треть дешевле, то, может, покупатели бы турецкие помидоры стороной обходили и шли прямиком к нам, а так никто и не знает, где мы сидим и чем торгуем. Зато здесь, на улице, я сижу на виду, народ все время идет мимо. Конечно, здесь торговать выгоднее, чем на рынке.
— А милиция вас не тревожит?
— Еще как гоняет. Бывало, что и забирали, и штрафовали. Штраф до пяти тысяч. А у меня пенсия — девять. Я всю жизнь на военном заводе токарем проработала, у станка стояла. Седьмой год на пенсии, мне что, дома сидеть? Нет, я с улицы не уйду, хоть что со мной делайте. Вот сижу и все время смотрю на дорогу, чтобы милицию не прозевать.
Чуть поодаль от разговорчивой женщины стоит другая пенсионерка и торгует уже не семечками и морковкой, а чулочными изделиями.
— Вот гольфы производства Латвии, а это носочки корейские, — предлагает она и поясняет: — Беру товар у хозяина, у него торговые палатки на Троицком рынке, а я сама торгую. У меня пенсия — пять тысяч, как выживать? Только торговля и спасает.

И никаких исключений…
Однако среди уличных торговцев есть не только пенсионеры-бессребреники. Вдоль Садовой улицы в районе Сенной площади тянутся стихийные торговые ряды, где чего только не продают: тут и ювелирные украшения, и нижнее белье, и обложки на документы, визитницы, кошельки. Продавцы — в основном мужчины и женщины южных национальностей — в полном расцвете сил.
— За день иногда кошельков по пятьсот штук продаем, — похвастался один из них.
Доход торговца кошельками нетрудно подсчитать. Кошелек стоит сто рублей, значит, в день пятьдесят тысяч выходит. В месяц — полтора миллиона. И никаких тебе налогов в бюджет. С такой выручки можно безболезненно хоть ежедневно штраф по пять тысяч платить. И платят. И снова торгуют.
Какой же выход? Первый путь — подбирать места на рынках с учетом пожеланий пенсионеров. Не мешает также изучить опыт других стран. Например, в соседней Финляндии по воскресным дням на главных площадях в городах проходят ярмарки и продовольственные, и вещевые, куда съезжаются все, кому есть что продать. Кстати, в Италии тоже есть такая традиция.
У нас ярмарочное движение вот уже долгие годы находится в зачаточном состоянии. А ведь это дело — выгодное для всех. Вместе с тем в той же Финляндии никаких самодеятельных торговцев на улицах не видно. Там неукоснительно выполняется закон: если нельзя торговать без разрешения на улицах, значит, никому нельзя — ни пенсионерам, ни мигрантам. И никаких исключений.

 

Светлана ЯКОВЛЕВА, фото Натальи ЧАЙКИ
↑ Наверх