Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 21 мая 2024

Миллион игл для создания мультфильма

Работы фантастически известного на Западе аниматора и книжного графика Александра Алексеева сегодня наконец-то обретают популярность на родине

На большом экране в углу выставочного зала разыгрывается «необыкновенно странное происшествие»: майор Ковалев в отчаянии отправляется на поиски своего пропавшего носа.
Петербуржцам хорошо знаком сюжет этой повести Гоголя, но зрители все равно замирают у экрана, завороженные монохромным анимационным сюрреализмом. Здесь не каждый догадается, что все кадры фильма, напоминающие чей-то сон, созданы с помощью множества игл, а именно игольчатого экрана — изобретения российско-французского художника Александра Алексеева.

В витринах выставочного зала Иоанновского равелина можно увидеть небольшую модель игольчатого экрана, которую во время своего выступления с энтузиазмом демонстрирует племянница художника Елена Федотова, прикладывая к конструкции ладонь. Выдвинутые на разную длину иглы делают изображение объемным, напоминающим компьютерные 3D модели, а перемещение источника света дает возможность кроме черного и белого создать множество оттенков серого цвета. Такой маленький «скульптор реальности» на выставке может попробовать каждый, но не ждите, что получится с его помощью «нарисовать» целый шедевр, — экраны, которые использовал Алексеев, были намного больше. Самый первый состоял из 50 тысяч игл, а потом их количество увеличилось до миллиона.

В одиночестве работать над фильмом в такой технике очень сложно, каждый кадр нужно выстраивать отдельно. «Конечно, Алексеев занимался и другими проектами, чтобы зарабатывать на жизнь. Но в отличие от Диснея ему удалось ввести анимацию в контекст культуры. Можно сказать, что он явился в этом деле пионером, — говорит Елена Федотова. — Посмотрите, каждый стоп-кадр — это законченная гравюра». Хочется продолжить: а каждая серия иллюстраций — это законченный фильм. К роману «Доктор Живаго» Алексеев создал 220 иллюстраций. Получив от художника экземпляр книги, Пастернак долго не мог прийти в себя — так потрясли его рисунки, так точно они отразили идею романа.

Алексеев очень любил русскую литературу и сделал потрясающие изображения к текстам Достоевского, Пушкина, Гоголя. Всю жизнь он, известный во Франции художник, эмигрант первой волны, мечтал, чтобы его работы стали популярны и на родине. Но мечта мастера при жизни так и не осуществилась.

Коллекционер Марк Башмаков, чье собрание работ художника представлено на выставке, вспоминает свое судьбоносное путешествие во Францию. В руках у него книга, на обложке которой иллюстрация Алексеева. Именно с этого сборника о французских художниках, обнаруженного на одном из книжных прилавков Парижа, началось увлечение его творчеством. «Тогда, просматривая книги, я был просто поражен, — вспоминает Марк Башмаков. — Я увидел много имен русских художников-эмигрантов, которые были знамениты во Франции. Но в России о них тогда не знал никто».

Действительно, долгое время книги с иллюстрациями Алексеева выходили за рубежом. Только в 2005 году издательство «Вита Нова» рискнуло познакомить российских читателей с графикой художника. На выставке представлены три их книги. «Это издания больше для любителей живописи. Для тех, кто воспринимает книгу как произведение искусства. Картинки, текст, макет, шрифт — все должно быть гармонично, — рассказывает пиар-директор издательства Наталья Дельгядо. — То есть наши читатели уже либо знали Алексеева, либо были рады познакомиться с его работами. Поэтому тираж был распродан быстро. Осталось еще какое-то количество «Анны Карениной». Кстати, это произведение вообще никогда раньше не издавалось с иллюстрациями Алексеева».

Без Алексеева, возможно, никогда не появилась бы компьютерная и растровая графика. Его другая разработка под сложным названием «тотализация иллюзорных твердых тел» задолго до изобретения первых компьютеров расширила возможности киносъемки. С помощью этой технологии было снято около 20 рекламных роликов. Несмотря на то что даже на обычном плазменном экране можно насладиться игрой света и тени, режиссер Олег Ковалов отмечает, что все фильмы Алексеева лучше смотреть на пленке. Только тогда графика покажется живой и словно окутает зрителей своим волшебным туманом.

Кристина АЛЕКСАНДРОВА
↑ Наверх