Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

Минфин вновь взялся за «беленькую»

Цены на крепкий алкоголь выросли, на очереди – табачные изделия

Со вчерашнего дня в продуктовых магазинах снова закипела жизнь. Похоже, горожане уже освоили новогодние салаты и потянулись в гастроном. Во всех отделах супермаркетов полно народу. За исключением одного – винно-водочного. Тут царит непривычное запустение. На полках обнаруживаются зияющие пустоты. Так сейчас выглядят последствия повышения акцизов на крепкий алкоголь с первого дня нового года.

Ставка акциза на крепкий алкоголь, как уже сообщал «ВП», с 1 января выросла на 25% – с 300 до 400 рублей за литр чистого этилового спирта в готовой продукции. Для потребителя это означает, что пол-литра водки теперь не может стоить меньше 170 рублей. И это только первый шаг на пути к запланированному «снижению доступности алкогольных напитков» для населения. В следующем году ставка акциза вырастет уже до 500 рублей. Плюс к тому - цена на спиртное будет корректироваться в соответствии с инфляцией. Ожидается, что благодаря принятию всех этих мер увеличится поступление денег в бюджет, а граждане страны станут трезвее. Но продавцы в розничных точках уверены: пока - во всяком случае - запустение в вино-водочных отделах вызвано вовсе не всеобщим отказом от спиртного. 

Заходим в магазин одной из известных городских продуктовых сетей. Обычно тут глаза разбегаются от разнообразия форм, размеров и этикеток на стеллажах со спиртным. Сейчас удивляет скудость предложения. Выставлена водка лишь считанных наименований. Минимальная цена на пол-литровую бутылку, как и положено по новым правилам, составляет 170 рублей. Но правила знает не каждый, а никаких объявлений о нагрянувшем подорожании в магазине не видно. Как и покупателей в отделе.

 – Ой, а что это у вас водка такая дорогая?! В прошлом году я у вас такую бутылку за 80 рублей покупала, - изо всех сил изображая изумление, обращаюсь к продавцу-консультанту, расхаживающему по залу с толстой тетрадкой. 

- Так ведь подорожало все с Нового года, вы что, не в курсе? – не менее фальшиво изумляется консультант. – У нас еще дешево, а вы в соседний магазин зайдите. Там так цены задрали! 

- А почему тогда у вас покупателей совсем нет?

- Потому что нормальный покупатель как следует подготовился, - назидательно произносит собеседник. – Многие закупились аж на год вперед. 

- А ассортимент почему такой маленький? - не сдаюсь я.

- Цены на товар пересчитываем еще, - бросает через плечо консультант и уходит куда-то в недра гастронома.

В соседнем магазине неподалеку, тоже сетевом, у стеллажей со спиртным такое же запустение. Приобрести поллитрушку «беленькой» тут можно за 173 рубля 90 копеек, но это цена с учетом скидки по дисконтной карте супермаркета. Без карты придется выложить уже 180 рублей. Раньше в этом магазине такая же бутылка стоила 105 рублей для счастливых владельцев скидочных карт и 130 – для «простых смертных».

Следующий магазин, в котором продают алкоголь, обнаружился в соседнем доме. Это крошечная лавка формата «24 часа», основной ассортимент как раз и составляют спиртные напитки. Пол-литровая бутылка водки в этом магазинчике обойдется покупателю ровно в 180 рублей. Но тут, похоже, тоже не видели ни одного покупателя аж с прошлого года. 

- В Европе алкоголь уже давно чем крепче, тем дороже, - отмечает социолог Сергей Дамберг. – Но это не означает, что мы должны слепо копировать европейский опыт. Нужно учитывать наши, отечественные, реалии. А у нас, особенно в депрессивных регионах, алкоголизм – следствие безысходности, а не ее причина. Повышением цен с этим не справиться. Это значит, есть риск, что водка будет замещаться крепким спиртным домашнего или «левого» производства. Расширится рынок суррогатов, самогонов. На мой взгляд, сейчас имеет смысл повышать акцизы на табак. Это намного эффективнее.

Кстати, акцизы на табак тоже обещают повысить. Обещают, что с 2014 года пачка будет стоить не дешевле 40 рублей.

 

↑ Наверх