Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 21 января 2025

Мир, где разговаривают молча

Уникальный проект «Верь сердцу» держится на энтузиазме и бескорыстной помощи

Почти год прошел с тех пор, как «Вечёрка» рассказала о съемках первого в России музыкального клипа с использованием жестового языка. Композиция «Верь сердцу» стала первым этапом одноименного проекта по адаптации людей с ограниченными возможностями слуха. Исполнители песни — талантливый дуэт слабослышащей девочки Алины Кривошеевой и рэпера Бориса Петрова — вышли из онлайн-реальности на городскую сцену. Ребята все чаще стали участвовать в концертных программах самых значимых событий Петербурга. На днях вместе с творческой молодежью они ездили в Новгород, где выступали по случаю праздника российской государственности. Об этой увлекательной поездке и в целом о развитии проекта «Верь сердцу» нам рассказала его куратор Мария Курочкина. 

Алина Кривошеева, Андрей Драгунов и рэпер Борис Петров


— В «поезде российской государственности» нам удалось побеседовать с губернатором города Георгием Полтавченко. Мы вкратце рассказали ему о нашем проекте, и он поддержал нас символическим жестом «Верь сердцу» — сложил руки в виде сердечка. Таких «фотовалентинок» у нас уже больше тысячи, есть сердечки и от известных людей. С нынешней поездкой эта коллекция сильно пополнилась: после «сердечного» жеста губернатора мы провели небольшой флешмоб и всем вагоном повторили этот знак. В поезде была очень дружелюбная атмосфера. Ребята из разных творческих коллективов активно подходили к Алине и Андрею, слабослышащему танцору, писали им вопросы на бумаге, спрашивали что-то через гаджеты. Локально мы добились того, к чему глобально стремимся в рамках нашего проекта: люди нормально реагировали на то, что с ними едут слабослышащие исполнители. На обратном пути мы даже стали учить язык жестов. Надеюсь, ребята в другой раз смогут даже немного поговорить со слабослышащим человеком, если им представится такая возможность.

— А ты сама знаешь язык жестов?
— Настолько в культуру слабослышащих людей мне не удалось проникнуть. Я общаюсь с ними с помощью гаджетов. Язык у них непростой. Например, там есть дактиль — это когда ты отдельно жестами каждую букву проговариваешь, то есть конкретный алфавит. А есть жесты, которые обозначают целые слова. Нужно все это запоминать. Но особой необходимости в этом нет, потому что телефон всегда под рукой. Мы привыкли с ними переписываться. Они, конечно, на меня немного сердятся: «Маша, давай учи язык, ведь мы столько с тобой общаемся». Кстати, в Сети нет ни одного доступного словаря для изучения языка жестов. Идея создать такой учебник в нашей группе социальной сети «Вконтакте» родилась как раз прямо в поезде. Ребятам, которые с нами ехали, действительно было интересно учить жестовый язык: они спрашивали, как будет это, как то. Мы и не ожидали, что возникнет такой ажиотаж. С некоторыми жестами возникали трудности, быстрые движения рук сложно повторить человеку, который не общается на жестовом языке. Для этого нужна хорошо развитая мелкая моторика, пластика рук. Мы решили, что будем создавать небольшие видеоролики, которые медленно покажут фразы на жестовом языке. 

— Где же могут встретиться слышащие и слабослышащие люди? Есть ли какие-нибудь специальные места для общения или совместные мероприятия? 
— У слабослышащих людей есть свой полноценный красочный и яркий мир. У нас есть мир. Эти две реальности существуют параллельно в одном пространстве. И самое ужасное, что мы не пересекаемся, хотя находимся рядом. Это странно, что у людей из  этих миров нет возможности о чем-то поговорить, что-то обсудить. В основном все мероприятия для слабослышащих людей проходят внутри этой социальной группы. Должно быть в порядке вещей, если на концертной площадке, где собрались разные люди, выступают слышащий и слабослышащий исполнители. Это не должно стать сюрпризом и вызывать удивление. Например, на концертах Леди Гаги на сцене стоят сурдопереводчики, и это в Европе и США считается обычным делом. Не хотелось бы, чтобы в культурной столице России ограничивали кого-то. 

У нас проходит достаточно мероприятий, в которые могли бы быть включены и слабослышащие артисты. Мы постепенно, с помощью проекта, делаем первые шаги в эту сторону. Например, только что Алина с Андрюшей выступили на Дне первокурсника в спортивном комплексе «Юбилейный». Ненасильственное, корректное и точечное включение таких номеров в городские мероприятия постепенно адаптирует сознание людей к восприятию таких выступлений. Выпускник школы для слабослышащих детей танцор Андрей Драгунов интегрирует жестовый язык в современные хип-хоп танцы. Он проводит мастер-классы для слышащих профессиональных танцоров. Им интересны элементы жестового языка как некий источник развития танца, возможность создания дополнительного смысла. Это хороший пример того, как творчество слабослышащего человека может быть понятно и конкурентоспособно. Танец сближает эти две группы. В этом суть нашего проекта: показать, что человек с ограниченными возможностями слуха может поделиться своими талантами с человеком «мира звука», и вместе они смогут сделать что-то уникальное, наполненное смыслом и социально значимое.

Выступление на Софийской площади в Новгороде

— Ваш второй, протестный и достаточно агрессивный клип под названием «Нет мест» как раз о том, что такой культурный диалог не всегда получается? 
— Изначально это был рассказ о драме, которая происходит между слабослышащей девушкой и парнем от взаимного непонимания. Как и в композиции «Верь сердцу», Алина пела жестами, а Борис — голосом. Мы решили отправить официальные запросы в ряд музыкальных и молодежных теле- и интернетканалов, в частности к руководству «МузТВ» и MTВ, с просьбой о ротации клипа или информационной поддержке. Но из десятка каналов откликнулись только три. Клип выразил наш протест, он стал ответной реакцией на несправедливость. Сейчас мы снимаем новый, уже третий ролик и надеемся, что в этот раз нам не смогут отказать, сославшись на «неформат». 

Специально для съемок Алина впервые встала на каблуки и научилась танцевать танго. Площадку для репетиций нам предоставил фонд «Шаг навстречу», но, к сожалению, это не спасло нас от финансовой проблемы. Надеюсь, что смогу найти деньги для съемок через Интернет. За рубежом популярны сайты, где каждый может рассказать о своем проекте. За каждую понравившуюся идею пользователи могут проголосовать рублем и перечислить на ее реализацию какую-то сумму. У нас появилась русская версия аналогичных сайтов, и мы решили попытаться собрать деньги с миру по нитке.

— А у проекта есть спонсоры, государственная материальная поддержка?
— Мы держимся на энтузиазме и помощи бескорыстных людей. Например, для создания музыкальных композиций нам помогает студия звукозаписи «April Sound», рэпер Борис Петров, который откликнулся на нашу просьбу, артист Владимир Шевельков, который собрал съемочную группу, срежиссировал оба клипа и помог со сценариями. Для решения конкретной задачи находятся люди. Я никогда не думаю: «О боже, как я это сделаю?» Если ты хочешь сделать что-то полезное, найдутся люди, которые захотят тебе помочь. Удается делать добро не так дорого, иногда даже бесплатно. А если и есть небольшие финансовые затраты, то нам помогают друзья проекта. Крупного же спонсорского покровителя у нас нет.

 


Notice: Undefined offset: 0 in /var/www/vhosts/vppress.ru/application/modules/default/views/helpers/Author.php on line 37
Фото: Пусурманова Камилла

Метки: Помощь Про Петербург Про петербуржцев Здоровье Из первых рук Музыка

Важно: Правила перепоста материалов

↑ Наверх