Газета выходит с октября 1917 года Thursday 25 апреля 2024

Мир потерял великую оперную певицу

В день, когда Петербург прощался с главой Балтийской медиа-группы Олегом Рудновым, из Германии пришла еще одна печальная весть. Великая русская певица, звезда мировой оперы, народная артистка СССР Елена Образцова скончалась на 76-м году жизни

В Германии Елена Васильевна проходила реабилитацию после перенесенного летом воспаления легких. Кроме того, в конце ноября в Культурном центре Елены Образцовой сообщали, что певица пережила «громадный стресс» из-за подготовки к «Оперному балу» в Большом театре 28 октября. Елена Васильевна сильно переживала, поскольку была организатором и главным лицом того концерта.

Также добавим, что из-за необходимости реабилитационного лечения оперной дивы был отменен ее концерт в Государственном Кремлевском дворце, который должен был состояться 11 декабря прошлого года. И торжественная закладка капсулы в стену будущей Международной академии музыки Елены Образцовой, которая должна открыться  в сентябре 2015 года на внутренней территории Большого Гостиного двора, прошла 8 декабря прошлого года без примадонны. Собравшимся было объявлено, что она не смогла приехать по состоянию здоровья. «Самое большое богатство России — это ее талантливые люди, их творческий потенциал, которому надо дать возможность проявиться, помочь в становлении, дать верное направление, — написала в послании Елена Образцова. — Академия должна стать своего рода лабораторией по обмену педагогическим опытом между российскими и зарубежными музыкантами».

Наша газета не раз публиковала интервью с Еленой Васильевной. Она была невероятно легкой в общении, доброжелательной, остроумной, много шутила, смеялась.

Вот что она рассказывала год назад о проекте Академии музыки, совместном с Большим Гостиным двором:

— Я очень много лет мечтаю о Международной академии музыки. Я торопила всех представителей власти, потому что я уже в годах, как и все мои приятели, которые хотели бы преподавать в этой академии. Поэтому нужно торопиться передавать свои знания, свои технические секреты пения молодым исполнителям. Это будет школа повышения квалификации, потому что мы всю жизнь работали с великими дирижерами и режиссерами, мы очень много знаем… Крайне необходимо, чтобы дети впитывали музыку с самого детства, тогда у них появится заинтересованность, тогда получится пробудить в детишках то, что им дал Господь.

Ее уникальное меццо-сопрано — глубокое, драматическое, ее красота, ее актерские способности снискали певице миллионы поклонников не только в России, но по всему миру. Среди ее коронных партий — Кармен, Марина Мнишек, Далила, Амнерис, Любаша. Но, пожалуй, самая знаменитая ее роль — Графиня в «Пиковой даме». 

В январе 2015 года исполняется полвека с того момента, когда Образцова впервые спела эту партию в опере Чайковского на сцене Большого театра, куда попала после блестящего окончания Ленинградской консерватории. Публика сразу влюбилась в Образцову, которая, несмотря на юный возраст, сумела блестяще справиться с этой ролью. Поклонники не раз говорили, что такая Графиня понравилась бы и самому Пушкину. Ей было всего 25 лет, а пришлось изображать старуху. 

«Пиковая дама», поставленная в вашингтонском «Кеннеди-центре», имела в Америке невероятный успех. Газеты с восторгом писали о «наполненном жизненным правдоподобием мрачном образе величественной Графини». Елена Образцова выступала там с Пласидо Доминго, своим давним партнером по многим спектаклям. 

В июле 2008 года Елена Васильевна на сцене Михайловского театра, где она работала художественным руководителем оперной труппы, отметила своеобразный юбилей своей коронной партии — спела Графиню в тысячный раз!

«Графиня в «Пиковой даме» и Кармен в опере «Кармен» —  эти женщины какие-то фатальные для меня, они диктуют мне, как я должна поступать», — говорила Елена Васильевна.

Поклонники певицы знают о ее любви к собакам. Особенно к пуделям. Она не расставалась с ними никогда. Собаки путешествовали вместе с ней по всему миру. А однажды в Мадриде одна из пуделих — Кармен — даже выступала с хозяйкой на сцене. В «Пиковой даме»!

Напомним, что народная артистка СССР Елена Образцова в 1975 году на фестивале к 100-летию оперы «Кармен» в Испании была признана лучшей исполнительницей партии Кармен в мире. 

В минувшем году Петербург потерял множество выдающихся людей. И новый год начался с тяжелых утрат. Хотелось бы надеяться, что смерть хотя бы на какое-то время перестанет забирать самых талантливых и ярких петербуржцев. 

А Петербург должен увековечить память великой певицы, родившейся здесь, пережившей блокаду, окончившей Консерваторию и прославившей его на весь мир, довести задуманный ею проект. И сделать все, чтобы Академия музыки Елены Образцовой открыла свои двери в сентябре этого года. 

Прямая речь

Роман Виктюк: Она была моей небесной невестой

Елена Васильевна играла на драматической сцене — в спектаклях Романа Виктюка «Антонио фон Эльба» (2000) и «Реквием по Радамесу» (2012). Роман Григорьевич ответил нам по телефону:

— Единственное, что я могу сказать: ушла эпоха, и нескоро будет замена, нескоро. Потому что такие индивидуальности, как Елена Васильевна Образцова, отправляются на Землю редко. Они рассеивают тьму и приносят свет, радость, любовь. Она была большой ребенок, который радовался жизни, любил жизнь и верил в жизнь. Последний мой спектакль с участием Елены Васильевны, поставленный в московском Театре Сатиры, назывался «Реквием по Радамесу» (по пьесе Альдо Николаи). Это было прощание с жизнью Ольги Аросевой и Елены Образцовой. Они это понимали, и по записи это очевидно. Я неоднократно говорил в интервью, что Елена Васильевна — моя небесная невеста. Что это значит? Этот человек был со мной всю жизнь и остается моей невестой на небесах. И там мы когда-нибудь встретимся. К ней придет ее жених.

Михаил Татарников, музыкальный руководитель и главный дирижер Михайловского театра:

— Судьба подарила мне много встреч с Еленой Васильевной, совместных спектаклей и концертов. Мы довольно часто беседовали, и Елена Васильевна многому меня научила, дала массу советов, которые не забываются. Советов глобальных по масштабу, можно сказать, культурно-социологических. При всем масштабе личности Елена Васильевна была очень легким в общении человеком. Ее просьбы к партнерам по сцене, музыкантам, ко мне, как дирижеру, всегда были ненавязчивы, очень понятны и никогда не шли вразрез с происходящим вокруг. 

Илья Черкасов, директор Санкт-Петербургской филармонии:

— Отношения Елены Васильевны с Филармонией, наверное, можно было назвать словом «дружба». Это творческое сотрудничество, которое продолжалось десятилетия. Дебютировала Елена Васильевна в Малом зале еще в 1962 году — за год до того, как на сцене Большого театра началась ее звездная дорога. Естественно, она и потом здесь много выступала. А последние пятнадцать лет Елена Васильевна проводила свой международный конкурс молодых исполнителей — он всегда был связан с Филармонией.

...Важно было даже не то, что она говорила, а как. Это всегда звучало жизнеутверждающе. Каждый раз, поговорив с ней, услышав от нее пару баек, я проникался оптимизмом, который она излучала.

↑ Наверх