Мир виделся ему большой сценой
Всем, кому дороги Серебряный век, модерн, «Мир искусства», «Русские сезоны», «Вечерний Петербург» рекомендует побывать на выставке Александра Головина, открывшейся в Корпусе Бенуа Русского музея
Выставка посвящена 150-летию со дня рождения художника, который принадлежит к тем мастерам, кто обладал редчайшим чувством театра.
Во времена, когда еще не было никаких световых и звуковых эффектов, Головин одним своим оформлением спектакля умел превратить его в событие, создать атмосферу волшебства, без которого нет театра. Даже в его портретах, среди которых особенно известны портреты Федора Шаляпина, заметна театрализация жизни. Шаляпин предстает перед нами не просто как человек, как личность, а как великий артист, обладающий магией перевоплощения в персонажей, будь то Борис Годунов или Мефистофель.
Если знаменитый портрет Шаляпина в роли Бориса Годунова (1912 год) из коллекции Русского музея хорошо известен, то мало кто видел огромную, в человеческий рост пастель, в которой художник запечатлел Шаляпина в образе Мефистофеля в красном костюме на синем фоне (1905). Как рассказали кураторы выставки, только специалисты могут оценить щедрость Музея-квартиры Бродского, предоставившего этот портрет для выставки. Ведь пастели чрезвычайно хрупки и требуют особенно бережного хранения. Переносили драгоценную работу на руках, благо Музей Бродского находится рядом с Корпусом Бенуа.
Евгения Петрова, заместитель директора Русского музея по науке, советует зрителям обратить особое внимание на костюмы к знаменитому спектаклю Всеволода Мейерхольда «Маскарад», предоставленные для выставки музеем Александринского театра: «Это — подлинные костюмы, не реконструкции!»
Сделанные по эскизам Головина великолепные костюмы помогут зрителям почувствовать магию театра начала XX века, которая была столь сильна, что определила развитие отечественного театра почти на столетие вперед.
Прямая речь
Почти одновременно с открытием выставки в московском издательстве «НЛО» вышла книга Александра Ласкина «Дягилев и…». Кажется, имя Головина в ней не упоминается, зато речь идет о многолетнем соратнике художника режиссере Мейерхольде и, самое главное, об удивительном времени, которое называют эпохой Дягилева.
С Александром Ласкиным мы встретились на вернисаже в Русском музее, и первый вопрос был, разумеется, о выставке.
— Головин — один из любимых моих художников. Он наиболее полно воплотил мирискусническую идею «спасения через красоту», «спасения через театр», — рассказал автор новой книги. — Что бы он ни рисовал, у него непременно выходило красиво и театрально. Это такой особый взгляд на все: мир видится ему вроде как сценой… При этом мы прекрасно знаем, что уже наступил «некалендарный двадцатый век», и в этом веке все было очень серьезно. Во время одного из первых спектаклей «Маскарада», в феврале семнадцатого поставленного Мейерхольдом и оформленного Головиным, рядом с театром начался бой, и прохожий решил укрыться в Александринке. За ним побежали — и расстреляли прямо в фойе. Вот как близко друг от друга было «желаемое» и «действительное»! Мейерхольд очень скоро изменился, а Головин продолжал рисовать людей, похожих на актеров в роли, и пейзажи, напоминающие декорации.
Фото из архива автора.Метки: Не пропусти! Выставки Из первых рук
Важно: Правила перепоста материалов