Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

Мишель Мерсье: Мне кажется, что я веселилась всю свою жизнь!

На третий международный кинофестиваль стран Арктики «Северное сияние» 73-летняя французская актриса заглянула всего на два дня

 

На третий международный кинофестиваль стран Арктики «Северное сияние» 73-летняя французская актриса заглянула всего на два дня, но получила здесь столько признаний в любви, цветов, аплодисментов (а также спецприз «Классик мирового кинематографа»), что обещала непременно вернуться в Петербург

 

— Я не согласна с теми, кто беспечно говорит, что стареть — это здорово, это гениально. Ничего гениально в этом нет. А для актрисы, наверное, это еще сложней, чем для любой другой женщины

— Мадам Мерсье, вы знали в советские годы, что вас просто обожает весь огромный Советский Союз, что в наших краях вы были символом красоты и сексуальности?
— Конечно же, еще в 60 — 70-е годы я знала из СМИ, что меня очень любят в Совет­ском Союзе. Думаю, меня любили у вас больше, чем в любом другом уголке планеты. И я приехала в Россию, как только получила приглашение, — в 1991 году. Когда ступила на вашу землю, то нашла здесь просто фантастическую публику. На Московский кинофестиваль 1991 года приехали тысячи людей, чтобы только краем глаза взглянуть на меня — точней, на Анжелику (улыбается). И тогда, и сегодня я не перестаю удивляться, что после стольких лет меня до сих пор любят, так прекрасно ко мне относятся.

— Трудно быть богиней?
— Наверное, я такой родилась (улыбается).

— Вашим поклонникам не терпится узнать, над чем вы сейчас работаете, чем нас еще порадуете…
— Вот дала согласие сняться в легкой и веселой комедии для одного из центральных французских телеканалов. В этой картине Жюли Депардье, дочь всеми нами любимого Жерара Депардье, будет играть мою невестку. Я начну съемки буквально на днях, и именно поэтому не могу задержаться в Петербурге. Жаль, конечно, что придется буквально на другой день после открытия кинофестиваля «Северное сияние» уехать во Францию, но я вернусь — это точно!

Только что вышла документальная картина обо мне, которая была показана в октябре на французских телеканалах. Она о моей жизни, о тех фильмах, в которых я снималась…

— Многие считают, что вы дебютировали в кино именно в роли Анжелики. Но разве это так?
— Я начала свою кинокарьеру в 17 лет. Но даже во Франции мало кто знает, что до Анжелики я уже снялась примерно в двадцати фильмах, в основном итальянских, причем у очень известных режиссеров. К тому же я до 19 лет была прима-балериной в оперном театре в Ницце. Но когда меня выбрали на роль Анжелики, то продюсер захотел, чтобы люди думали, что он нашел абсолютно новую, свежую актрису…

Хотя я уверена, что дебютантке было бы не по силам нести на своих плечах сразу пять таких масштабных картин, как серия фильмов об Анжелике. А вот из-за того, что я работала с самого детства, я смогла сыграть в кино на уровне, не разочаровать миллионы зрителей. Именно поэтому они до сих пор любят мою Анжелику.

Кадры из фильмов о приключениях Анжелики

— Вы снимались в золотой век кинематографа, снимаетесь и теперь… Не могли бы вы сравнить кино минувших дней с сегодняшним?
— Да уж, я начала сниматься в кино совсем в другую эпоху. Должна сказать, что тогда мы работали, если можно так выразиться, более добросовестно. Я счастлива, что работала со многими хорошими и выдающимися режиссерами, что моими партнерами являлись такие превосходные актеры, как Жан Габен, Жан-Поль Бельмондо, и другие. 

Кино для меня было и осталось прежде всего удовольствием, волшебством, чем-то радостным... Я ведь была балериной и не мечтала сниматься в кино, но мне предложили сыграть в картине, где я была счастлива вовсе не потому, что могу играть, а потому, что могу веселиться. Мне вообще кажется, что я веселилась всю свою жизнь. Иногда это было тяжело, и даже если на экране я выглядела беззаботной и счастливой, то порой достигалось это немалыми трудами. Например, на самых первых моих съемках с Бельмондо режиссер назначил постельную сцену на восемь утра! Я с Жан-Полем была совершенно незнакома, а предстояло играть бурную любовь. В восемь утра, даже с Бельмондо, играть любовь — это сложно!

— А сегодня вы так же радуетесь встречам с новыми ролями, новыми партнерами?
— К сожалению, снимаясь в кино сейчас, я не нахожу того счастья, которое испытывала в то время.

— Вы прекрасно выглядите, находитесь в достойной форме. Как вам это удается?
— Я не согласна с теми, кто беспечно говорит, что стареть — это здорово, это гениально. Ничего гениального в этом нет. А для актрисы, наверное, это еще сложней, чем для любой другой женщины. Недаром мудрый Де Голль говорил, что старость — это крушение. Я считаю, не стоит думать о старости, о пережитом, нужно продолжать идти вперед, не боясь трудностей.

— Вам известно, что в 1997 году в России вышла книга ваших мемуаров «Мишель Мерсье. Маркиза ангелов»? 
— Это пиратское издание на русском языке. Я реально надеялась, что когда-нибудь найду того человека, который издал эту книгу. Он украл  у меня несколько миллионов, пользуясь моей книгой и всей моей жизнью. Мне эта книга бесконечно дорога — это ведь моя  сокровенная, правдивая история. Именно по ее мотивам во Франции снят недавно документальный фильм обо мне. А тут, в России, такая наглость! И я, к сожалению, не настолько богата, чтобы бороться с этими пиратами, и не знаю, что делать — разве что взять в руки гранатомет!

— Кинофестиваль «Северное сияние» в основном ориентирован на авторское кино. Вы же в сознании миллионов кинозрителей ассоциируетесь с качественным коммерческим кинематографом. Скажите, эти два киномира могут сблизиться?
— Я думаю, что никогда этого не случится. Коммерческое кино очень плохо воспринимается интеллигенцией, очень мало интеллектуалов смотрят и оценивают коммерческое кино. Серия фильмов об Анжелике изначально была предназначена для того, чтобы иметь коммерческий успех. Но если у тебя коммерческий успех, ты теряешь ауру, которую имеют те, кто снимается в интеллектуальном кино. Поэтому сближение этих двух миров очень сложно, если вообще возможно.

Я снялась в «Анжелике» пятьдесят лет назад, но только сейчас чувствую какую-то симпатию французской прессы. Аудитория меня любила с самого начала, но критика не замечала красоты моих героинь и моих картин. Мы тогда действительно снимали очень качественное кино, пусть и коммерческое. Снимали довольно долго, тщательно. Каждая «Анжелика» занимала у меня три-четыре месяца. Таким образом, снявшись в пяти фильмах, я посвятила им полтора года своей жизни. Так что надо просто ждать. Бывает и так, что вас признают классиком мирового кинематографа пятьдесят лет спустя (улыбается).

 

↑ Наверх