Митьки почувствовали себя скобарями
И запустили в вечное плавание стального снетка
«Я чувствую себя скобарем», — душевно признался корреспонденту «Вечернего Петербурга» главный митек страны художник Дмитрий Шагин.
Глава арт-группы «Митьки» прибыл в субботу, 6 сентября, в Псков. Здесь в картинной галерее Псковского музея-заповедника была открыта выставка «Митьковский плакат»: около полусотни работ — ностальгический экскурс в творческую юность этого сугубо питерского движения, не имевшего аналогов в СССР.
Дмитрий Шагин привез скобарям легендарную митьковскую тельняшку.
В нынешнем веке митьки крепко подружились со скобарями.
«Более пятнадцати выставок прошло на Псковщине, — продолжил Дмитрий Шагин. — В Себеже, Великих Луках, в Пушкинских Горах, повсюду. Более того, мы обнаружили у себя псковские корни: нашли деревню Митковицы между Псковом и Печорами».
Первое письменное упоминание о Митковицах относится к 1585 году. У 56-летнего мэтра есть этимологическая версия: называя так эту местность, аборигены предвидели, что спустя века на Псковскую землю придут митьки. Ну а в последние несколько лет митьки — желанные участники псковского осеннего фестиваля «День скобаря». Скобарь, уточним, это не только русское название ремесленника — изготовителя скобяных изделий, но и древнее уважительное наименование жителя Пскова: феодального города мастеров.
Дмитрий Шагин лично дал возможность всем желающим облачиться в легендарную 28-рукавную митьковскую тельняшку на 14 человек. Трудно подсчитать, сколько селфи с ним было отправлено в этот день во всемирный эфир из Комсомольского переулка, в котором отмечали День скобаря. Скобари, скобарки и гости города также смогли сделать снимки на память в знаменитой митьковской тантамареске, в которой трафарет для фотографирования изображает водолаза и русалку.
Также «лучшие друзья скобарей», как теперь называют эту арт-группу на Псковщине, приняли участие в открытии памятника снетку на Кузнечном дворе Комсомольского переулка.
Этот стальной снеток выдержит и жару, и холод, и прикосновения человеческих рук.
«Увы, снеток у нас практически исчез, — печально констатировал художник-реставратор Евгений Вагин, руководитель проекта «Кузнечный двор». — Экология! В последние два года этой рыбки вообще нет. Хотя прежде, говорят, можно было снять шляпу, проходя вдоль реки Великой, и зачерпнуть ею воды, кишащей снетком».
Снеток — покинувший Псковщину карликовый брат корюшки — предстал на постаменте в стальном виде, размером с приличного судака. Как рассказал Евгений Вагин, у кузнецов-ваятелей были разные идеи насчет скульптуры: предлагалось выковать столик с разложенной газетой и горкой снетка, изобразить полную рыбешкой шляпу… Но, подумав, что современные дети уже и не представляют, как выглядит снеток, выковали просто рыбину. Кованая рыба со снетками вместо чешуи опирается хвостом на кованую шляпу и кованую волну.
«Материал скульптуры — сталь марки Ст.3», — пояснил корреспонденту «ВП» молодой кузнец Дмитрий Сергеев, выковавший образ легендарного снетка. Поясним, по ГОСТу это листовой прокат, предназначенный для эксплуатации в диапазоне от минус 40 °С до плюс 425 °С при переменных нагрузках. То есть практически вечный памятник. Трогать его руками разрешено и удобно: вместе с постаментом скульптура выполнена в человеческий рост.