Мода и грация вернулись в Петергоф
В Большом дворце после реставрации открыли Картинный зал
Открывается пока что Картинный зал со знаменитой «шпалерной» развеской произведений Пьетро Ротари, в процессе реставрации остаются и будут закрыты для посещения Парадная лестница, Куропаточная гостиная, Диванная и Тронный зал.
Картинный зал Большого Петергофского дворца не имеет аналогов — по портретной росписи шпалер он уникален
В Картинном зале все 368 изображений прошли процесс обеспыливания и удаления загрязнений. 100 работ были основательно отреставрированы: произведены утоньшение лака, удаление потемневших тонировок, подведение грунта и живописная реставрация с последующим покрытием лаком. Сотрудники музея точно следуют фотографиям и описям — заранее прорисовывалось положение отдельных рам и линий общего багета, фиксировалось расположение картин.
В Картинном зале был воссоздан паркет из четырех пород дерева, включая мореный дуб, отсутствовавший в послевоенной реставрации. Восстановлены частично утраченные позолота и резьба, а также отреставрированы некоторые висевшие на стенах зала портреты.
Во время Великой Отечественной войны картины были эвакуированы в Новосибирск и благодаря этому не пострадали. 368 изображений вернулись на свои места только в 1950-х годах. Об этом времени напоминает своеобразное послание от реставраторов: на одной из стен мелом нарисована забавная голова игрушечного футболиста из популярного мультфильма того времени «Необычный матч».
Картинный зал, или Кабинет мод и граций, занимает центральное место в Большом Петергофском дворце. Современный вид зал приобрел в 1764 году, когда по проекту Жана Батиста Валлен-Деламота он был украшен 368 живописными полотнами кисти итальянского художника Пьетро Ротари. Приехавший в Россию по приглашению императрицы Елизаветы Петровны, Ротари считался большим знатоком костюма и особенно прославился идеализированными портретами молодых женщин и мужчин в национальных одеждах. Моделями художнику часто служили обычные люди, как правило, прислуга.
«Шпалерная» развеска картин была очень популярна в XVIII столетии. Украшенные таким образом интерьеры есть в Царском Селе, Ораниенбауме, в петербургских дворцах и петергофском Эрмитаже. Однако не было случая, чтобы шпалеры были выполнены преимущественно в жанре портрета и составлены из работ только одного художника. В этом плане Картинный зал Большого Петергофского дворца не имеет аналогов. В нем представлен целый калейдоскоп загадочных красавиц. На восточной стене висит портрет молодой девушки в цыганском костюме, написанный таким образом, что в любом месте зала, где бы ни находился зритель, цыганка «водит» за ним пальчиком и кокетливо улыбается. Среди женских головок выделяется портрет молодого казака, прислуживавшего в доме Пьетро Ротари.
В XVIII веке были широко распространены «trompe-l’oeil» (от французского «обман зрения») — картины-мистификации. Например, в Картинном зале — «картина в картине», изображение холста с загнутыми углами, на котором написан портрет молодой девушки.
Фото предоставлено ГМЗ «Петергоф»Метки: Выставки Живопись Истоки Музейное дело
Важно: Правила перепоста материалов