Газета выходит с октября 1917 года Thursday 25 апреля 2024

Мода при Сталине существовала

Но была скорее мифом, чем реальностью

До 30 июня в Конюшенном корпусе Елагиноостровского дворца можно «полистать» журналы мод, выходившие при Сталине

Мэган Виртанен не только коллекционирует винтажную одежду 20 — 40-х годов прошлого века, но и носит ее!

У каждого времени есть не только свои вожди, войны, трагедии и победы, но и свои лица, мода, музыка, быт, краски. И особенный, неповторимый воздух. В тридцатые годы XX столетия в воздухе смешались запахи дымящих заводских труб, коптящих на коммунальных кухнях примусов и аромат духов «Красная Москва». В эпоху, датируемую 1927 — 1953 годами и называемую «тоталитарной» или «сталинской», эти духи были самыми модными.

Нет, автор не оговорился. Действительно, в те годы мода в СССР существовала. Вопреки расхожему мнению. 

Журналы на выставке.

«Люди, пропагандирующие подобные убеждения либо невежды, которые ни разу не заглянули даже в собственный семейный фотоальбом, либо это граждане, которые по каким-то своим идеологическим убеждениям специально вводят широкую публику в заблуждение, утверждая, что моды в СССР не было», — с возмущением опровергает это заблуждение коллекционер винтажной одежды и аксессуаров 20 — 50-х годов прошлого столетия, культуролог Мэган Виртанен. Чтобы доказать обратное, она открыла в Конюшенном корпусе Елагиноостровского дворца выставку журналов мод, выходивших в Советском Союзе в годы правления Сталина. Среди журналов, каждый из которых —редкость, есть настоящий раритет — журнал мод, выпущенный в блокадном Ленинграде: он был подписан в печать в октябре 1942 года!

Накануне вернисажа Мэган Виртанен устроила в ЦПКиО показ мод 1945 года. Это было удивительно красивое и трогательное зрелище. Казалось, снова повеяло «Красной Москвой», а холодный май 2012 года вдруг уступил место победному маю 45-го.

Натуральный шелк не выходит из моды!

«Ты только посмотри на это платье! — в волнении шепчет пожилая дама (из числа тех петербурженок, которые даже в 90 лет не выглядят старухами), показывая подруге в шляпке на шелковое платье темно-зеленого цвета. — Это же «мокрый шелк»! Мне после войны сшили такое же, только голубое, я в нем и замуж выходила!» 

Вспомним героиню Любови Орловой Таньку в фильме о советской Золушке, названном с подачи Сталина «Светлый путь». Героиня фильма кухарка и уборщица Таня Морозова в исполнении Любови Орловой становится знатной ткачихой, которая играючи обслуживает невероятное количество станков.

Ее награждают, и она, с красиво уложенными золотыми локонами, в светлом шелковом платье едет получать орден в Москву, в Кремль. Такого счастья и удостаивается советская Золушка. От полноты чувств ее посещает нечто вроде галлюцинации. Ей представляется, как она в отливающем глянцем лимузине воспаряет над Москвой и летит над городом, подобно булгаковской Маргарите. После триумфального полета мягко приземляется на территории ВСХВ.

В роли манекенщиц выступили владелицы винтажных нарядов.

Как рассказала вашему корреспонденту Мэган Виртанен, сама являвшая собой совершенный аутентичный образ 40-х годов, это платья из тех, что чудом сохранились в сундуках и на антресолях петербургских квартир или же реконструированные по образцам. 

«Шелк — любимая ткань советских женщин. Спрос на нарядное шелковое платье растет и в городе, и в деревне», — читаем в одном из журналов мод сталинской эпохи. Такие платья «строгих форм» (как опять же писали в журналах мод того времени) продержались в моде очень долго. То самое платье из «мокрого» шелка, которое так взволновало зрительниц, демонстрировала психолог Людмила Токарева. Она рассказала, что платье принадлежало ее бабушке. Ткань натуральная, с годами не померкла. Людмила это платье бережет, как реликвию, но с другой стороны, жалко держать такую красоту взаперти. Тем более, винтаж сегодня в моде. И она иногда надевает его иногда в театры, на концерты, вернисажи. 

Действительно, старинные наряды не кажутся нелепыми. Разве что шляпки выбиваются из повседневности. Вокруг — море маленьких вычурных шляпок (привет знаменитой модельерше Эльзе Скиапарелли, придумавшей в тридцатые годы шляпки-чернильницы и даже шляпки в виде перевернутой туфельки на шпильке). Да еще, пожалуй, немного режут глаз трогательные белые носочки на некоторых манекенщицах. В целом же мода сороковых впечатляет. 

«Красота помогает выстоять в самые трудные времена!»

Сороковые — это дразнящее сочетание брутальной мужественности и хрупкой женственности. Широкоплечие твидовые жакеты и струящиеся шелковые платья. Пышные высокие прически с валиками и начесами. Яркая помада. Вычурные маленькие шляпки. Гламур с привкусом риска и печатью неумолимого рока, которые не в силах истребить нашу жажду жизни. 

Спрашиваю у Мэган, как можно объяснить то обстоятельство, что в тяжелое военное время внешности уделяли много внимания. Быть может, красота как-то способствует физическому выживанию человечества? Ответ Мэган ошарашивает: «Красота действительно способствует выживанию — в блокадном Ленинграде голос Левитана по радио призывал: «Женщины, красьте губы!» И тот самый знаменитый морковный цвет помады, красно-оранжевый, которому многие женщины из поколения наших бабушек сохранили верность до глубокой старости — он был для них цветом Жизни».

 

Зинаида АРСЕНЬЕВА. Фото Галины АРТЕМЕНКО и Анны-Софии СПРОЖЕЦКОЙ
↑ Наверх