Газета выходит с октября 1917 года Thursday 28 марта 2024

Моим долгам конца и края нет

Корреспондент «ВП» выяснял, как должникам по кредитам избавиться от давления банков и коллекторов

До инсульта довели петербурженку сотрудники коллекторского агентства за просроченные платежи в Национальном банке «Траст». В банке при этом уверяют, что отношения к этому не имеют, и требуют практически ту же сумму, которую женщина брала два года назад и дисциплинированно отдавала из месяца в месяц.

— Конца и края моим долгам нет! Ну сколько можно? — жалуется Нина Ивановна Оленева корреспонденту «ВП». Ее история так или иначе повторяет истории тысяч петербуржцев — получение кредита, приведшее к финансовому рабству. Разве что без инсульта. Хотя иногда бывают последствия тяжелее, чем инсульт. Коллекторы могут!

В общем, история Нины Ивановны банальна, но, как все кредитные истории, запутанна. А в ее случае еще и бессмысленна. В середине 2013 года просила в банке «Траст» 100 тысяч рублей, которые были ей нужны на определенные цели. Там кредит одобрили, но дали только 85 тысяч. Постфактум Нина Ивановна уже прочитала в договоре, что с ее суммы сняли какие-то деньги за SMS-оповещения и за страховку. От страховки сразу отказалась (кто же знал, что все инсультом обернется?!). Но сумма такой и осталась. В банке сказали, что потом компенсируют вычтенные за страховку деньги. Которые никуда не пригодились. 85 тысяч на ее цели не хватило. Так и лежали. Из них и вносила платежи. Потом решила заплатить досрочно. В ноябре 2013 года принесла в банк оставшиеся на руках 52 тысячи с копейками. В банке ей дали подписать какое-то заявление. В январе позвонили, предупредив, что заявление еще рассматривается, и посоветовали внести платеж как обычно. 

Но с января начались звонки от коллекторов. В банке тоже не поняли, почему те ей звонили, извинялись, но звонки продолжались:

— Ты, падла, когда деньги отдашь?

— Не отдашь, голову оторвем!

— По миру пустим, сука!

Прямо такими словами. И целыми днями.

— Я понимаю, если бы звонили только мне, — недоумевает Нина Ивановна. — Но они ежедневно угрожали подруге. Мы 50 лет дружили. Увы, она больше видеть меня не хочет. Сыну угрожали. И сын перестал со мной общаться. В апреле со мной случился тяжелейший инсульт. Говорить не могла. Несколько месяцев восстанавливалась.

Показывает историю болезни:

— С одной стороны, я от страховки отказалась. Но я так и не поняла, где мне компенсировали сумму, которую сначала за эту страховку удержали. Пока болела, не могла платить. Потом попросила сделать реструктуризацию... И у меня опять оказалось 85 тысяч долга.

Нашла адвокатскую контору на улице Чайковского. Там молодой энергичный человек представился адвокатом Дьяконовым Артемом Викторовичем, вызвал доверие. Пообещал избавить от долгов. Заплатила ему 40 тысяч рублей, которые уже заняла у друзей, тот написал три адвокатских запроса — в банк «Траст», в Центробанк и еще куда-то, а потом исчез. 

Особенности работы современных юридических и адвокатских контор в Петербурге — это тема для отдельного материала. Зачастую они хуже тех обстоятельств, против которых к ним за помощью приходят доверчивые граждане. Скажем лишь, что та контора с адреса съехала. Артем Дьяконов перестал отвечать на звонки. А потом мы выяснили, что он вовсе не адвокат — нет его в реестре адвокатов ни Петербурга, ни Ленобласти.

В общем, женщине снова начали ежедневно угрожать коллекторы и до сих пор звонят и пишут письма, эсэмэски.

Но без юриста здесь ничего не поделаешь. И корреспонденты «ВП» начали обзванивать юридические фирмы, специализирующиеся на помощи в проблемах с кредитными организациями, с просьбой помочь нашей читательнице. Лишь в одной нам, а вернее, Нине Ивановне, согласились помочь бесплатно по рекомендации от газеты. Генеральный директор Юридического центра по защите кредитных должников «ДолговНет» Владимир Ковалев позвонил лично и позвал на прием. Мы пока не будем передавать подробности его беседы с Ниной Ивановной. Скажем лишь, что проблема ее решаема.

Мы не могли не задать Владимиру Ковалеву несколько вопросов, ведь в кредитном рабстве находятся тысячи людей.

— Владимир Юрьевич, насколько ситуация Нины Ивановны критична?
— Нисколько не критична. Бывают случаи много хуже. Ей коллекторы пока только звонят и пишут. В большинстве случаев коллекторы ищут встречи с должниками, с их родными, с их детьми. Ждут у подъездов, с работы, из школы, угрожают, расписывают стены дома, в котором те живут, стены подъезда, двери. К нам обращались люди, которых довели до ужаса. Одной семье прострелили дверь. Одну женщину опозорили. Коллекторы взяли ее фотографию из социальной сети, расклеили ее по подъезду с подписью: «Оказываю сексуальные услуги, чтобы рассчитаться с банком».

— А за такое их нельзя привлечь?
— За угрозы? Сейчас нет. Это только угрозы. В Петербурге и Ленобласти не зафиксировано ни одного случая, чтобы коллекторы причиняли физический вред непосредственно должнику. Их так инструктируют, это табу.

— Все банки так жестко действуют?
— Разве что только два крупных государственных банка более корректны, но, если что, тоже могут разговаривать жестко. А так все без исключения давят на своих должников любыми способами.

— Может, люди сами виноваты в том, что к ним так относятся?
— Люди ни в чем не виноваты. Разве только в том, что не читают договоры, которые подписывают. Вот Нина Ивановна подписала договор на 55 процентов годовых, грабительские штрафы и пени за просроченные платежи. А потом удивляется, откуда такие суммы. Но в банках должны обращать внимание заемщиков на их условия и соотносить выдаваемые кредиты с доходами. Например, микрофинансовые организации. Они созданы только затем, чтобы занять у них несколько тысяч до зарплаты и сразу отдать. А они выдают людям десятки тысяч под грабительские проценты кратковременных кредитов. И занятые 15 — 20 тысяч рублей через пару-тройку месяцев превращаются в сотни тысяч долга. Или кредитные карты. Они тоже, чтобы занять до зарплаты. Ведь в определенное число каждого месяца на ней должна лежать вся сумма. То есть потратил — и с зарплаты пополнил. А банки выдают обычным людям на картах кредиты с пятью нолями.

— Как вести себя с коллекторами, если они начали встречать вас у подъезда или пакостить?
— Всегда помните, что рукоприкладство им запрещено. Поэтому кроме слов и хамских выходок бояться нечего. Сразу надо потребовать удостоверение от организации, которую коллектор представляет. Предписание от этой организации на выезд домой к должнику. И договор цессии, которым банк передал долг в коллекторскую фирму. Если какого-нибудь из этих документов нет, надо вызывать полицию. Обычно коллекторы не дожидаются полицейских.

— А с долгом что делать? К адвокату идти?
— В этих случаях адвокат не нужен. Адвокаты нужны при уголовных делах. Достаточно обратиться к хорошему юристу. Но однозначно надо решать вопрос в судебном порядке. Даже если нет коллекторов, а вы просто больше не можете платить, надо пройти судебную процедуру. Мы ведем наших клиентов через суды. Суда этого бояться не надо. Он проходит по Гражданскому кодексу РФ и для заемщика хорош тем, что можно расторгнуть кредитный договор и зафиксировать его задолженность. Суд оценит ситуацию, зафиксирует сумму долга. И после решения суда эта сумма не изменится, не будет штрафных санкций и пеней. А процесс возврата долга уже будет обсуждаться с судебным приставом и выплачиваться посильными платежами. А с 1 октября принят закон о банкротстве физических лиц. И в частности, наша юридическая компания помогает законно по новому закону  избавиться от долговой ямы и списать все долги. 

Пока верстался номер

Юристы выяснили, что у Нины Ивановны три кредита, превышающие 500 тысяч рублей. Наша должница станет одной из первых в Петербурге, кто испытает нормы нового закона о банкротстве физлиц на себе.

↑ Наверх