Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 19 ноября 2024

Молодежь Петербурга готова к «Прорыву»

На следующей неделе, 18 марта, начинается традиционный фестиваль Санкт-Петербургской театральной премии для молодых «Прорыв»

В нем участвуют не только спектакли, участники которых номинированы на премию, но и гости — спектакли, поставленные молодыми российскими режиссерами в различных театрах страны. Церемония вручения премии пройдет 23 марта на Новой сцене Александринки. Ее поставит трижды лауреат премии «Прорыв» Дмитрий Волкострелов.

Молодежная премия «Прорыв», отмечающая лучших молодых артистов, режиссеров, художников, менеджеров, пройдет в городе в шестой раз. В этом году номинантов рекордное количество — 31, что не может не радовать, поскольку, когда дело касается начинающих творцов, формула «важна не победа, а участие» актуальна как никогда. Ибо попасть в число номинантов значит гарантированно оказаться в поле зрения авторитетных экспертов обеих столиц: в жюри «Прорыва» регулярно работают главный редактор журнала «Театр» арт-директор крупнейшего в Европе театрального фестиваля «Wiener Festwochen» Марина Давыдова, авторитетный критик арт-директор престижных фестивалей современного театра «Территория» и «NET — Новый европейский театр» Роман Должанский, режиссер Константин Богомолов и другие значительные театральные деятели. Возглавит жюри этого года художественный руководитель Театра «Мастерская» Григорий Козлов. Всем им придется за четыре дня посмотреть 15 спектаклей — это тоже рекорд «Прорыва». Афишу петербургских спектаклей, в которых участвуют номинанты, а также имена самих номинантов можно найти на сайте «Прорыва» и, присоединившись по собственному почину, к жюри, сделать свой собственный выбор, чтобы после сравнить его с выбором профессионалов, который будет озвучен 23 марта.

«Золушка».

А вот гостей «Прорыва» — молодых режиссеров из других городов — «Этажерка» с удовольствием представляет петербургским театралам. Начнется офф-программа «Прорыва» спектаклем «Ромео и Джульетта» режиссера Искандера Сакаева. Сам он уже перешагнул границу 35 лет, обозначенную уставом «Прорыва», но спектакль поставил с молодыми татарскими артистами из Альметьевского драматического театра. Постановщик умудрился соединить в работе над Шекспиром традиции Елизаветинской эпохи, актерскую биомеханику Мейерхольда, знаменитые ширмы выдающегося театрального художника начала прошлого века Эдварда Гордона Крэга — и, конечно же, основательную, ритмичную, эмоциональную манеру существования татарских артистов. Джульетта отличной молодой актрисы Эльмиры Ягудиной не похожа на прекрасную принцессу, она — такой собранный, взрослый не по годам тинэйджер, который всем своим существом концентрируется на переживании первой любви. Иногда кажется, она медитирует, как восточные мастера боевых искусств, чтобы все свои бойцовские качества употребить на защиту уникального, без остатка захватившего ее чувства. Спектакль будет показан 18 марта в 19.30 на сцене ТЮЗа им. А. А. Брянцева.

А 19 марта в 19.30 на Новой сцене Александринки покажут спектакль, уже номинированный на «Золотую маску». Молодой режиссер ученица Сергея Женовача Марфа Горвиц поставила в «Практике» — столичном экспериментальном театре с социальным подтекстом — спектакль «Золушка». Но не по сказке Перро, а по пьесе его соотечественника-современника — драматурга и режиссера Жоэля Помра. Общего у нее со сказочной героиней — сиротство. Только наша современница упрекает в утрате матери себя — такой вот психологический крен. И сама на себя возлагает «епитимью» в виде образа замарашки и тяжелого домашнего труда. И зовет она себя не Золушка, а Зола. Словом, жесть — и вовсе не для малышей, а для подростков и их родителей, чтобы потом можно было поговорить, глядя друг другу в глаза, обсудить увиденное и, возможно, предотвратить разного рода психологические выверты, которые в пубертатный период весьма вероятны и опасны. 

«#сонетышекспира».

Как видите, сегодняшняя молодежь не слишком жалует сказки. Не в романтическом ключе поставлены режиссером — лауреатом «Золотой маски» Тимофеем Кулябиным и «#сонетышекспира». Современные артисты проникают в них, в сонеты, как в обветшалое музейное пространство, в котором с потолка течет вода, а на всех вещах, изрядно обшарпанных, стоят инвентарные номера (художник Олег Головко). Между тем, пять молодых артистов, пианист и певица пытаются тянуть лирическую линию, но их всё время сбивают двое рабочих сцены, занимающихся своим будничным, прозаичным трудом. Впрочем, эстетский свет, неслучайные движения, поставленные Иваном Естегнеевым и Евгением Кулагиным, все-таки превращают происходящее на сцене в печальную поэму о быстротечности и неумолимости времени. Тимофей Кулябин вообще — философ и предпочитает создавать на сцене мировоззренческие модели бытия. Выходит современная театральная поэма, неутешительная, но прекрасная. В Москве спектакль идет на малой сцене Театра Наций. У нас его покажут все на той же Новой сцене Александринки — 21 марта в 19.30.

↑ Наверх