Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 3 июля 2024

Молодость как свобода

В петербургском ТЮЗе (Пионерская пл., 1) открывается традиционный весенний фестиваль «Радуга»

Когда-то его упрекали, что спектакли его афиши совсем не для детей. Теперь понятно, что имели в виду организаторы: молодость как метафору, молодое, вырывающееся из заданных рамок театральное искусство, новое, свежее, распахнутое в сегодняшнюю реальность, свободную от ложно понятого традиционализма. В афише четырнадцатой «Радуги», которая продлится с 24 по 30 мая, — спектакли молодых российских режиссеров, а также мэтров из Польши, Литвы, Нидерландов.

«Ленька Пантелеев. Мюзикл»


ткроет фестиваль один из лидеров современного польского театра Гжегож Яжина спектаклем «У нас все хорошо». Заголовок стоит читать с точностью до наоборот, потому что пьеса написана молодым польским драматургом Доротой Масловской, которая далека от оптимизма. Проблема национальной идентичности, ставшая для поляков — особенно после вступления в Евросоюз — идефиксом, — осмысляется с помощью сюрреалистических приемов. В одном пространстве собраны бабушка в инвалидной коляске, измотанная работой мать, дочь на роликовых коньках, режиссер, снимающий кино; а в финале выясняется еще, что никакой бабушки нет, потому что она погибла в первый день войны. 

Закроется нынешняя «Радуга» знаменитым уже спектаклем литовского мастера Римаса Туминаса «Три сестры», родившимся в Малом театре Вильнюса. Молодежь переосмысляет Чехова — да так, что начинается спектакль с радостной, почти вахтанговской театральности, проходит через трагедию победы реальности над театром, а завершается жуткой в своей безмятежности сценой, когда доктор Чебутыкин спокойно выпивает чашку кофе, которая была сварена Тузенбаху, только что убитому на дуэли. 

«Фауст. Первый опыт»

Между работами практически безупречными — поиски молодых и не очень экспериментаторов в разных стилях и жанрах. Роман Феодори — тот, что уверенно вывел из творческого обморока Красноярский ТЮЗ, — представит свой спектакль «Фауст. Первый опыт», поставленный в Твери. Петербуржец, ученик Льва Додина Семен Александровский везет опыт документального театра «Ручейник, или Куда делся Андрей» из новосибирского Театра «Старый дом». А мэтр документального театра Михаил Угаров сочинил после долгого молчания в качестве драматурга собственную пьесу в бурной полемике с Лермонтовым. Пьеса Угарова называется «Маскарад Маскарад»: ее герой — военный летчик — уверен, что знает формулу социального равновесия. Мир его упорядочен и понятен, и он знает единственный способ противостояния тому, что кажется ему нарушением порядка: уничтожение переступивших черту. Отдельно радует, что с этим спектаклем в Петербург приедет молодой московский артист Александр Молочников, который еще десятиклассником дебютировал на петербургской сцене, сыграв десятиклассника Васеньку в спектакле Виктора Крамера   «Свидания в предместье» (по «Старшему сыну» Вампилова). 

Из Москвы приедет также спектакль молодого столичного режиссера Антона Маликова «Я — или Бог — или никто», который попытался с ходу взять зашкаливающую высоту: поставить «Моцарта и Сальери» по Пушкину, да еще и пригласить на заглавные роли Алексея Девотченко и Петра Семака. Спектакль, в качестве декорации для которого художник Ольга Богатищева использовала конструкцию из вертикальных металлических труб, весьма напоминающую хельсинкский памятник Сибелиусу, представляет собой нечто вроде поклонения молодого режиссера великому мастеру Някрошюсу. Но актерские индивидуальности берут свое, и борьба между, условно говоря, «русским психологическим» и «литовским метафорическим» театром по ходу действия превращается во второй, а может быть, и главный сюжет спектакля. 

От Петербурга в «Радуге» примут участие три спектакля, несомненно достойные: «Ленька Пантелеев. Мюзикл» Николая Дрейдена и Максима Диденко и «Танец Дели» Дмитрия Волкострелова, поставленные в ТЮЗе, а также «Двое бедных румын, говорящих по-польски» по пьесе упоминавшейся Дороты Масловской и в режиссуре Евгении Сафоновой, дитя «Этюд-театра» (в помещении Лаборатории «On.Театр» на ул. Жуковского, 18). 

В качестве лакомого бонуса к бесспорно интересной фестивальной программе в Петербург привезут выдающегося кукольника современности Дуду Пайву с моноспектаклем «Bastard!» — фантазией по роману выдающегося французского прозаика и поэта середины прошлого века Бориса Виана. 

↑ Наверх