Газета выходит с октября 1917 года Friday 18 сентября 2020

Молодые для молодых

Нынешний X Всероссийский фестиваль спектаклей для детей «Арлекин», имеющий статус детской «Золотой маски», продлится в Петербурге с 18 по 24 апреля. Откроется фестиваль18-го в 17.00 в Санкт-Петербургском государственный детском музыкальном театре «Зазеркалье» внеконкурсным спектаклем «Биба. Про Сашу Блока» Театра «Без занавеса», автор пьесы и режиссер — Юлия Морева. В 19.00, после торжественной церемонии открытия,  покажут недавнюю премьеру театра «Зазеркалье» — оперу «Снегурочка».

По словам арт-директора фестиваля Марины Корнаковой, радует прежде всего то, что молодые режиссеры создали полноценные, масштабные произведения, с той мерой затрат, творческих и финансовых, с которой не каждый так называемый взрослый спектакль посоревнуется. 

Например, спектакль Ирины Латынниковой «Волшебное кольцо», поставленный в Кемеровском театре для детей и молодежи, оформлен элементами свежеструганного дерева, резьбы, полотняными и льняными тканями. И это создает на сцене уютно-домашнюю атмосферу — из нее и рождается знаменитая сказка Шергина про Ваньку, на последние гроши выкупившего кота, пса и змею Скарапею, которые затем спасли его самого. 

В программу входят целых два спектакля Красноярского ТЮЗа, который буквально воспрянул после прихода на пост главного режиссера тридцатилетнего Романа Феодори.  «Сказка о мертвой царевне» самого Феодори (внеконкурсная программа) и серьезная сказка «Тим Талер, или Проданный смех», поставленная Полиной Стружковой по одноименной повести немецкого писателя Джеймса Крюса. Это тот самый театр, где каждому зрителю предложено сделать нравственный выбор: на сцене Германия 30-х годов прошлого века, за атмосферу недружелюбного портового города отвечают металлические лестницы, цистерны, неоновые вывески, оторванные трамвайные сидения; некто мистер Треч, чье имя читается наоборот... 

Спектакль петербургского режиссера Галины Ждановой «Щелкунчик» поставлен в Тюменском драматическом театре. Здесь бороться с мышами (они сильно трансформированы усилиями отличного художника Марии Лукки) будут Бэтмен, Супермен и Человек-паук, а Чайковский усилен электронными музыкальными пассажами.

Спектакль «Дети неба» родился в Ханты-Мансийске, в театре обско-угорских народов «Солнце». Он являет собой образец мифологического зрелища. И разумеется, главный сюжет постановки режиссера Марии Литвиновой — сотворение мира. Полному погружению в мир богов, героев, великанов способствует то, что зрители сидят в огромном чуме на подушках, используются здесь только аутентичные инструменты и естественные шумы, а костюмы сшиты мастерицами со стойбища по всем канонами изготовления традиционных одеяний. 

Любопытно посмотреть новую интерпретацию одной из самых популярных на российских просторах детских пьес — «У ковчега в восемь»: историю о библейском потопе глазами трех пингвинов на сей раз поставил петербуржец Егор Чернышов в Норильске. 

Особый интерес вызывает спектакль «Малыш и К.», поставленный в знаменитом московском театре «Около дома Станиславского». Его создал молодой режиссер Илья Окс под руководством совершенно выдающегося театрального сочинителя Юрия Погребничко, тонкого и умного стилизатора, знающего толк в театральной магии из подручных средств. Карлсон здесь — вовсе не тот толстенький человечек, к которому мы все привыкли и которого сочинила Астрид Линдгрен. Он — элегантный мужчина, прекрасный собой — идеал взрослого, умеющего дружить, любить, играть, танцевать, петь. Возможно, идеал отца в наше стремительное время, когда у отцов, даже искренне желающих воспитывать и любить своих детей, не хватает на это драгоценных мгновений. И растет поколение упущенных, потерянных, оставленных в одиночестве детей. 

Как ни крути, а, пробежав по афише «Арлекина-2013», легко обнаружить и еще одну особенность фестиваля — географическую. Сибирь явно переиграла обе столицы, которым пора серьезно задуматься о состоянии детского театра.

↑ Наверх