Газета выходит с октября 1917 года Friday 29 марта 2024

Монумент моменту

В галерее «ART re.FLEX» до 31 августа открыта выставка Александра Морозова «Что ты видишь?», где представлены живопись, выполненная яичной темперой и маслом, и объекты

Яичная темпера на левкасе, специалисты знают, — техника иконописная. А сюжеты художника — тщательно перенесенные на доски эпизоды, «щелкнутые» телефоном на улице или в транспорте. Художник рассматривает случайный кадр как икону нашего времени, и это действительно так: социальные сети забиты фотками с телефона, фотографируют все подряд — витрины, прохожих, животных, еду и самих себя (недавно какие-то ученые — наверняка опять британские! — отнесли пристрастие к «селфи» к психическим расстройствам). Александр Морозов пошел еще дальше: он фотографирует собственную коленку в рваных штанах («Рабочие брюки»), ну а потом, естественно, пишет ее темперой на дереве. Или проделывает то же с чужой ногой: камера мобильного телефона запечатлела ногу женщины, которая сбросила тесную туфлю («Эпизод в метро»). «Для меня работы на досках — концептуальные объекты, — говорит художник. — Моментальное становится монументальным, выпадает из потока времени, ведь икона — вне времени, обратная перспектива по отношению к повседневной жизни».

Объект «Океан».

На выставке только две работы созданы не на основе мобилофото, а на основе фотографий из журнала «Русский репортер»: лежащий ниц молящийся папа римский и комната для приговоренных к смерти в японской тюрьме; но сама по себе эпизодичность важнее авторства фотографий. Краски яркие, сочные, и возникает ощущение калейдоскопа, мелькания — вроде как ленту в «Фейсбуке» просматриваешь: кадры, кадры, кадры, что-то зацепило, что-то нет… Если продолжать аналогию, чужие фотографии — это вроде как не сам снял, а перепостил.

Картины соседствуют с объектами, иногда перекликаясь, как, например, в композиции «Океан»: мы видим тщательно выписанные осколки чашки с надписью «Океан» (из ресторана, что ли), а рядом стоит та самая чашка — склеенная; это можно рассматривать как попытку повернуть время вспять. Некоторые объекты самоценны, как композиция «Отношение прошлого к настоящему»: под искусственной елочкой насыпаны настоящие хвойные иголки. У чувствительных дам, наверное, замрет сердце, когда они увидят заспиртованную летучую мышь, запечатанную в плексигласовый параллелепипед. Александр успокаивает: «Мышка умерла своей смертью от старости. Она благополучно жила в традиционной японской семье в Сан-Франциско как любимое домашнее животное».

«Отношение прошлого к настоящему»

↑ Наверх