Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

Морской дьявол

Для одних бумажные деньги – лишь средства платежа. Для других – путеводная нить в безбрежном море знаний.

 

Имя писателя-публициста из Германии Рольфа Майзингера возможно уже известно вам по его публикациям в популярных изданиях России – «Наука и жизнь», «Природа», «Юный натуралист», «National Geographic», «Техника молодежи» и т. д. А также по его вышедшим в России художественным и научно-популярным книгам: «Секрет рисовальщика», «Памирская жуть», «Банкноты мира. Скрытые знаки бумажных денег» и «История банкнот. Тайны бумажных денег». Сегодня мы познакомим вас с его новым «бонистическим» расследованием.

Любознательный ум и пытливый взгляд – вот те инструменты, которыми пользуется исследователь банкнот в своей интересной и полной неожиданностей работе. И если правильный подход найден, то время и пространство перестанут существовать. На месте рисунка, нанесенного на бумагу художником, запоют таинственными голосами песчаные барханы, подует свежий морской ветер, обдавая лицо солеными брызгами прибоя, и закричит в тропических зарослях диковинная птица...

Если вы решите прогуляться по набережной порта в Гамбурге, то рано или поздно обратите внимание на небольшую бронзовую статую полуобнаженного мужчины со связанными руками. Скульптура установлена на постаменте в виде массивного деревянного чурбака, которые в прошлом служили плахой для казней преступников. Надпись на постаменте гласит «Друг Господу Богу и враг всему миру». Кто же эта гамбургская знаменитость? Чтобы получить ответ, можно, к примеру, расспросить местных жителей. А можно обратиться к немецким нотгельдам (частные выпуски разменных денег 1917-24 годов в связи с финансовой неустойчивостью рынка – прим. авт.). 

Вильгельмсхафен-Рюстринген – 50 пфеннигов 1922 – портрет (?) Клауса Штертебекера

В 1922 году в городе Вильгельмсхафен в обращении появилась серия нотгельдов, посвященная знаменитому пирату Клаусу Штертебекеру, в честь которого и установлена вышеописанная статуя. Кстати, на том самом месте, где ему отрубили голову. 

На самой первой из шести бон мы видим мрачного типа с кудрявой шевелюрой и всклокоченной бородой, одетого в платье из грубого сукна. На голове у него берет с заткнутым пером, а на обнаженной шее массивное золотое кольцо. В правой руке он держит пивную кружку, а в левой сжимает меч. Считается, что это портретное изображение знаменитого пирата. 

Ни место рождения Клауса Штертебекера, ни его происхождение не известны. Что же касается имени Штертебекер, то, если верить легенде, он получил его за свою недюжинную способность опустошать пивные и винные кубки. Якобы, в переводе с нижнесаксонского диалекта «штертебекер» означало призыв «Stürz den Becher!» – «Пей до дна!». 

На второй боне запечатлена сцена морского сражения.

Вильгельмсхафен-Рюстринген – 50 пфеннигов 1922 – пираты Штертебекера отбивают нападение гамбургского карательного отряда

Если у пиратов Карибского моря штаб-квартирой являлся остров Тортуга, то Штертебекер со своими головорезами предпочитал скрываться в одной из бухт острова Хельголанд в Северном море. Чтобы раз и навсегда покончить с морскими разбойниками, в Гамбурге в 1401 году был снаряжен флот во главе с флагманским судном «Пестрая корова». Изображение корабля украсило инфляционную купюру Гамбурга в 50 миллионов марок 1923 года. 

Гамбург – инфляционная бона – 50 миллионов марок 1923 – «Пестрая корова» – флагманский корабль гамбургской флотилии

На рисунке можно рассматреть рогатую коровью голову, украсившую нос судна. А вот корабль, на котором совершал свои разбойничьи набеги на торговые суда и береговые поселения Клаус Штертебекер звался «Красным чертом».

Вторая и третья боны вильгельмсхафенской серии о взятии в плен знаменитого пирата могут поведать больше, чем все дошедшие до нас архивные материалы вместе взятые. Потому что в действительности о тех давних событиях не сохранилось почти никаких письменных документов. За исключением, разве что, казначейских счетов, свидетельствующих о расходах на ремонт судов, потрепанных в каком-то большом морском сражении. И все, что мы знаем о противостоянии флебустьеров Северного моря рыцарям-наемникам, находившимися на борту гамбургских кораблей, как и о захвате в плен у Хельголанда главаря морских разбойников, донесла до нас народная молва.

Вильгельмсхафен-Рюстринген – 50 пфеннигов 1922 – посланные Ганзой рыцари хватают Штертебекера

Когда корабли Ганзейского союза (Ганзейский союз или просто Ганза – союз свободных немецких городов, созданный в XIII веке с целью защиты торговли и купечества – прим. авт.) подошли к Хельголанду была глубокая ночь, а очертания берега скрывал густой туман. Переодетый в рыбака шутрман с «Пестрой коровы» добрался в шлюпке до главного корабля пиратов и «пришвартовался» у его кормы. А когда часовые его заметили и окликнули, он сообщил, что сбился с курса и, чтобы подкрепиться, решил подогреть себе на огне пахлебку. Неожидавшие подвоха разбойники оставили его без внимания. Этого «диверсанту» только и надо было. Он растопил на огне кусок свинца и залил в рулевые соединения корабля, тем самым лишив судно маневренности. На рассвете гамбуржцы пошли на абордаж. Однако, корсары не собирались сдаваться без боя. Дольше всех сопротивлялся Клаус Штертебекер. Под сокрушительными ударами его меча шлемы врагов лопались словно орехи. И только когда гамбуржцы набросили на него прочную сеть, его удалось скрутить. 

На рисунке с боны эта сцена представлена несколько иначе. Зато хорошо виден знаменитый меч главаря морских разбойников. А на декоративной ленте, поделившей изображение по диагонали, увековечены строки популярной в прошлые века немецкой песенки, дошедшей до нас лишь в нескольких строфах:

«Пестрая корова» из Фландрии
Подняла их на рога и порвала на куски.

Следующие три нотгельда свидетельствуют о жестоких нравах той далекой эпохи. На первых двух (принадлежат разным сериям) показана сцена знаменитой казни Штертебекера и его людей 20 октября 1401 года. В плен были захвачены 73 пирата. Процесс над ними длился полгода, и окончательный приговор для всех гласил одинаково – казнить!

Вильгельмсхафен-Рюстринген – 50 пфеннигов 1922 – казнь Виталийских братьев (еще одно название пиратов Северного и Балтийского морей – прим. авт.) 20 октября 1401 года

Именно с приведением приговора в исполнение связана самая интересная легенда о Штертебекере. Говорят, он попросил городской совет лишить его жизни первым, но помиловать всех тех его братьев по несчастью, мимо которых он сможет пройти без головы. В такое трудно поверить, но когда палач отсек Штертебекеру голову, его обезглавленное тело поднялось на ноги и... двинулось вдоль ошеломленных приговоренных. И лишь когда казненный миновал одиннадцатого разбойника, палач схватил плаху и бросил ему под ноги. Штертебекер споткнулся, и мертвое тело рухнуло в песок... 

Опоясывающая рисунок на нотгельде надпись, выполненная в стихотворной форме, упоминает палача по прозвищу мастер Розенфельд. Смысл стишка описывает происходившее на эшафоте так:

Палач Розенфельд спокойно
Отрубил буйные головы этим героям.
Его башмаки утопали в крови,
Которую и внуки его смыть не смогли.

Но с Розенфельдом судьба сыграла коварную шутку. Потому как вместо обещанных денег он... также был обезглавлен. Как такое могло случиться? Предание гласит, что бургомистр похвалил его за быстрое и качественное проведение стольких казней подряд. На что Розенфельд, сгоряча ляпнул, что мог бы без передышки обезглавить «хоть весь городской совет». Понятно, что его дурная шутка пришлась отцам города совсем не по душе. Розенфельд был немедленно арестован и приговорен к смерти в тот же день. Есть свидетельства, что приговор в исполнение привел собственноручно один из младших членов совета города. И можно только догадываться с каким нетерпением мастера Розенфельда ожидали по ту сторону бытия...  

Казнь Виталийских братьев запечатлена и на одном из самых редких нотгельдов Гамбурга номиналом в 50 пфеннигов 1921 года. 

Гамбург, Германия – нотгельд – 50 пфеннигов 1921 – казнь пирата Клауса Штертебекера на Грасбруке в 1401 году

Этим заменителем денег жители Гамбурга могли оплатить свой кофе и пироженные в городской кафетерии «Broihan». Рисунок на боне позаимствован художником с гравюры 1402 года, по сей день хранящейся в городском архиве города Гамбурга.

Где именно захоронены останки главаря пиратов никто не знает. Головы казненных по обычаю того времени расставили вдоль берега Эльбы.

Вильгельмсхафен-Рюстринген – 50 пфеннигов 1922 – берег Эльбы «усаженный» головами казненных

А голову Штертебекера будто бы прибили гвоздем к воротам гавани. Но вскоре после казни она исчезла. В 1878 году при очистке дна гавани в районе Грасбрука, был обнаружен пронзенный ржавым гвоздем человеческий череп. Сразу вспомнилась легенда о неуловимом корсаре и его печальном конце. Находку поместили в музей истории города Гамбурга и стали считать черепом Клауса Штертебекера. А в январе 2010 года немецкие газеты облетела сенсационная весть: Череп знаменитого пирата украли!

Не смотря на объявленное вознаграждение в 600 евро, во второй раз череп Штертебекера вряд ли уже удастся отыскать. Кстати, доказательств тому, что череп и в самом деле принадлежал знаменитому пирату, нет. Он мог принадлежать другой не менее знатной особе, казненной в Гамбурге. К такому выводу пришел сотрудник гамбургского музея археолог доктор Ральф Вихманн. С его слов, только этот череп имеет следы специальной обработки. В то время, как головы рядовых преступников просто прибивали к деревянным балкам, не заботясь о наносимых им повреждениях, в черепе Штертебекера кто-то аккуратно просверлил ножом ровное отверстие.

С рисунка последнего дензнака серии улыбается счасливый кладоискатель. А у его ног – заветный сундук с пиратскими сокровищами.

Вильгельмсхафен-Рюстринген – 50 пфеннигов 1922 – кладоискатель

Рассказывали, что после вынесения приговора, Штертебекер не раз предлагал за свою жизнь богатый выкуп – обещал выковать золотую цепь, которой можно было бы опаясать весь город. Однако сокровищ Штертебекера нигде не могли найти. 

Правда известна и такая сага. Когда корабль «Красный черт» взялись «утилизировать», пила рабочих наткнулась на что-то твердое. Как выяснилось, в трех мачтах корабля были спрятаны несметные богатства. Одна была набита серебром, вторая золотом, а третья драгоценностями.

 

Рольф Майзингер
↑ Наверх