Газета выходит с октября 1917 года Monday 22 июля 2024

Может быть, проходит время...

До 12 сентября Галерея Марины Гисич приглашает на выставку Александра Морозова «Cosa Mentale»

Экспозиция состоит из живописных произведений, в основном выполненных яичной темперой на доске. Иконописная «вечность» техники в ряде работ противопоставлена сюжету: картины напоминают случайные кадры, сделанные мобильным телефоном. Композиционно картины часто намеренно перекошены, предметы «попадают» в них не целиком, а частями — так бывает, когда случайно нажимаешь кнопку в телефоне и он фотографирует что придется. Содержание работ вступает в конфликт с их названиями, поскольку названия представляют собою... выписки из поваренной книги. Спина девушки с крысой на плече называется «Щи зеленые с яйцом» (может быть, потому, что крыса белая?), а изображение люстр, которые отражаются в оконном стекле, — «Щи из снетков»; к каждым щам прилагается подробный рецепт. На вопрос, выбраны рецепты щей к картинам произвольно или были какие-то определенные ассоциации сюжета и супа, художник ответил: «Щи имеют отношение к живописной кухне — такая метафора кухни живописца». Так что, даже если ассоциации были, художник ими делиться не хочет, пусть у каждого зрителя будут свои. Заставить человека сопоставлять, думать и чувствовать — можно сказать, в этом основной посыл экспозиции, не случайно ее название можно перевести с итальянского примерно как «имеющее отношение к мыслительному процессу». 

«Щи зеленые с яйцом».


Вторая часть экспозиции состоит из серии работ, которые так и называются — «Cosa Mentale». Тут как раз прямая отсылка к вечности: картины изображают небо, иногда в сочетании с водой, иногда с песком, крышей вагона или чем-то еще. Оппозиция временное — вечное усиливается оппозицией телесное — эфемерное: формой картины напоминают воздушных змеев, а материал — те же толстые деревянные доски. «Я создаю вещь, своим присутствием воплощающую в себе материальный опыт обращения человека к небу — cosa mentale человека», — говорит художник. 

Из серии «Cosa Mentale».

С другой стороны, изображения неба тоже можно назвать случайными кадрами — фотографируем же мы поезда, когда куда-то уезжаем, и берег моря, когда куда-то приезжаем... На вопрос о возвеличивании случайности художник отвечает: «Мы часто воспринимаем что-то как случайное, так как просто не видим причин или не хотим видеть. Мой проект о другом — в первую очередь о времени, то есть о темпоральности...» 

«На Сенной».

«Щи из снетков».

↑ Наверх