Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 21 ноября 2017

Вам ехать или шашечки?

Сегодня у пассажира есть выбор: низкие цены или безопасность

В нынешнем году в новогоднюю ночь заказ такси обошелся вашему корреспонденту в 500 рублей, тогда как годом раньше — в 800 рублей! При заказе я назвала номер дисконтной карты, которую мне выдали бесплатно вместе с билетом на сеанс в кинотеатре. Дисконтную карту другой компании, предоставляющей услуги такси, я получила на улице из рук человека, который раздавал эти карты всем желающим.

Минимальная стоимость поездки — от 150 рублей

— Слишком много компаний такси расплодилось на рынке Петербурга, между ними идет острая конкурентная борьба, — пояснил Игорь Рудый, генеральный директор одной из таких компаний, которая начала существование год назад и сегодня занимает примерно 20% рынка услуг такси. — Поэтому и цены такие низкие. Сегодня минимальная стоимость поездки по городу начинается от 150 рублей, тогда как год назад меньше чем за 220 рублей никто бы не поехал.

Вот парадокс: все дорожает, а такси дешевеет. По данным комитета по транспорту, сегодня в городе насчитывается более 180 официальных таксомоторных компаний и более 13 тысяч машин «с шашечками». В конце 2011 года федеральный закон обязал частных перевозчиков получать лицензии, то есть правила, по которым существует таксобизнес, несколько упростились. С тех пор количество официально работающих такси выросло более чем в два раза. Теперь горожанам впору и в булочную на такси ездить. Однако не все столь радужно, как может показаться на первый взгляд.

Сегодня в Петербурге насчитывается более 13 тысяч машин «с шашечками»

На днях девушка — водитель такси, подвозившая меня до дома поздним вечером, призналась, что она вторые сутки за рулем. И поспать ей удалось прямо в автомобиле всего часа три. Работает эта девушка на собственной машине.

— Вы от какой компании заказывали? — спросила она меня, чем очень удивила.

Как выяснилось, на петербургском рынке старые добрые таксопарки теснит новая форма организации перевозок пассажиров: диспетчерские системы, которые раздают заказы для водителей-частников с личными автомобилями. То есть создаются компании, у которых в штате нет водителей. Зато целый штат диспетчеров. У них имеются координаты водителей, работающих на своих машинах, которые заключают договор сразу с несколькими подобными компаниями, поэтому любая диспетчерская может передать им заказ. Часть водителей работают на автомобилях из автопарка диспетчерской структуры, которые сдаются им в субаренду. Водители оплачивают бензин и 50% от суммы заказа, для частников на собственных машинах этот процент ниже.

Если сломается навигатор, вас могут увезти в другую сторону

— Диспетчерские компании несут затраты только на сервер и операторов. Они избавлены от проверок, налогов, медицинского тестирования водителей, не несут ответственности за ДТП, страховки, — поясняют метод работы диспетчеров их конкуренты из компании «Такси 068». — Поэтому их преимуществом являются низкие цены. Но при этом пассажиры должны помнить, что, заказывая такси через диспетчерскую службу, они садятся в машину, которая не прошла нормальный техосмотр перед выездом на смену, и состояние водителя также практически вне контроля.

Однако тем самым, как ни странно, решается и вопрос кадров. Водителям диспетчерские службы дают зарабатывать до 100 тысяч рублей в месяц, тогда как в автопарках зарплаты колеблются от 30 до 50 тысяч рублей. В то же время если таксопарки требуют от водителей знания города, то диспетчерские службы принимают на работу всех подряд. Поэтому, если вдруг сломается навигатор, вас могут увезти в другую сторону.

Классические таксопарки стремятся противопоставить экспансии диспетчеров высокое качество обслуживания, но в ценах проигрывают, поэтому конкурировать им с новыми структурами достаточно трудно. Спасает то, что у них есть постоянные клиенты с многолетним стажем, которые привыкли к определенному уровню сервиса. Как правило, таксопарки сегодня осуществляют перевозки на современных комфортабельных автомобилях — например, парк одной из старейших компаний сформирован исключительно из автомобилей белого цвета и только «Шевроле». Диспетчерские службы этим, естественно, похвастаться не могут.

В то же время низкие цены привлекают все новых клиентов, и диспетчерские структуры в последнее время с трудом справляются с их наплывом. Если раньше новые компании старались подавать машины не позднее чем за 20 минут, то сейчас, по сообщениям клиентов, участились опоздания водителей.

— Дело в том, что на рынке такси спрос постоянно колеблется в зависимости от времени суток, дней недели, даже от погоды. Новым компаниям, которые менее организованны и более стихийны, сложнее реагировать на эти колебания, — отмечают эксперты. — Поэтому диспетчерские службы вынуждены обзаводиться собственными автомобилями. В этом случае водители-арендаторы более управляемы.

Однако похоже, что в противоборство диспетчеров и таксопарков намерена вступить еще и третья сторона. Андрей Холодов, директор некоммерческого партнерства, объединяющего несколько таксопарков, сообщил, что видит потенциальную угрозу со стороны международных конкурентов, таких как «Uber».

— Компания с капитализацией в 40 млрд. долл., развалившая рынок такси Чикаго, имеет возможность демпинговать, работая на первых порах в три раза ниже себестоимости. Если «Uber» захочет, он захватит рынок, — полагает Холодов.

В других регионах международные компании уже жестко теснят на рынке отечественных перевозчиков.

Дополнительные услуги такси, о которых нужно сообщать заранее

 Можно курить в салоне.

 Оплата картой.

 Водитель — женщина.

 Водитель с английским (плюс 200 руб.).

 Пустой багажник.

 Встреча с табличкой (плюс 150 — 200 руб.).

 Детское кресло (плюс 100 руб.).

 Курьерская услуга (плюс 150 руб.).

 Животное в салоне (плюс 100 руб.).

 Трезвый водитель (услуга предполагает вызов трезвого водителя, чтобы доставить клиента и его автомобиль в нужное место, если клиент, допустим, выпил на вечеринке).

Советы бывалого таксиста

✓ Узнайте у диспетчера марку, цвет и номер машины, которая к вам выехала. Если перед подъездом стоит другая машина — звоните в диспетчерскую и уточняйте.

✓ Попросите водителя ехать по оживленным трассам — пусть это будет чуть дольше и чуть дороже. Предложите водителю маршрут, который вы знаете.

✓ Не пренебрегайте активной безопасностью. Обязательно пристегивайтесь в такси — даже на заднем сиденье. Не высовывайте голову в окно или тем более люк. Не открывайте на ходу двери. Не отвлекайте водителя, ваша безопасность зависит главным образом именно от него.

✓ Путешествуя на такси с ребенком, обязательно пользуйтесь детскими удерживающими устройствами (автокреслами).

Стоимость поездки зависит от:

✓ маршрута, по которому предстоит двигаться. Именно от протяженности маршрута во многом зависит конечная сумма за поездку;

✓ времени суток, когда вызывается машина. Понятно, что самое дешевое такси будет днем. Если брать ночные часы, то в этом случае цена на услуги возрастает;

✓ необходимости перевозки каких-то специфических грузов;

✓ количества и продолжительности простоев (ожиданий) по инициативе клиента.

↑ Наверх