Газета выходит с октября 1917 года Friday 29 марта 2024

Непарусабельный

«Пока у горожан не появится желание проводить на воде столько же времени, сколько на суше, яхты так и останутся для города экзотикой»

В Петербурге и Ленинградской области растет количество яхт-клубов, но увлечение парусным спортом у нас идет своим путем: если во всем мире яхты покупают, чтобы путешествовать по воде, то у нас такую покупку чаще всего делают для повышения своего статуса. И яхта просто стоит где-нибудь на приколе в каком-нибудь иностранном порту. Чаще всего в качестве причины этого явления приводят неразвитость инфраструктуры, низкий уровень морской культуры и... природную лень россиян.

На территории города и ближайших пригородов насчитывается 14 яхт-клубов, а количество яхт, зарегистрированных в Петербурге, превышает 50 тысяч единиц.


Не «все включено»

Эксперты подсчитали, что в общей сложности на территории города и ближайших пригородов насчитывается 14 яхт-клубов, а количество яхт, зарегистрированных в Петербурге, превышает 50 тысяч единиц. Что же касается активных яхтсменов, то их не меньше пяти тысяч человек. При этом желание посещать на яхтах город на Неве высказывают втрое больше иностранных туристов.

Конечно, это можно списать на нашу природную лень: гораздо удобнее купить путевку «все включено» и, ни о чем не заботясь, греться на песчаном пляже в какой-нибудь экзотической стране. А с яхтой столько проблем!

Вспоминаю свою поездку на остров Гогланд, где в свое время планировалось строительство центра яхтенного туризма. Все начиналось как в красивом сне — яркое солнце, белоснежные паруса над головой, летящая по волнам под крики чаек яхта. Но где-то на середине пути вдруг поднялся ветер, исчезло солнце, усилились волны. И стало ясно, что яхта — это нечто хрупкое и ненадежное. И может быть, у Лермонтова белый парус и просил бури, мы же, жестоко мучаясь морской болезнью, молили только об одном: быстрее добраться до берега. Когда же наконец высадились на Гогланд, то выяснилось, что штормовая погода продлится несколько дней. И обратной дороги, увы, нет. За неделю нашего пребывания на Гогланде на острове не осталось ни одной ягоды, ни одного условно съедобного гриба. После такого путешествия любителей яхтенного туризма в нашей компании сразу поубавилось.

Яхтенный туризм по-фински

Тем не менее еще остаются энтузиасты, которые считают, что у яхтенного туризма в нашем городе большое будущее. Согласитесь, надо воспользоваться тем, что нам дано самой природой. Ведь только общая протяженность всех рек и каналов Петербурга достигает 282 км, а водная поверхность занимает около 10% площади города. Практически вся его береговая линия идеально подходит для создания причалов и стоянок для судов. Однако, по мнению экспертов, до того яхтенного рая, что можно наблюдать сегодня, например, в Хельсинки, нам еще далеко. Прежде всего по чисто экономическим причинам. По мнению гендиректора девелоперской компании Игоря Онокова, чтобы «яхты вошли в каждый дом», нам для начала надо поднять общий экономический уровень региона. «То есть сначала обеспечить всех нормальным жильем. Ведь на Западе почему люди хотят ходить в море? Потому что, например, в Финляндии обеспеченность жилплощадью на одного человека составляет более 40 кв. метров, а у нас только недавно поднялась до 22», — говорит он.

Таким образом, петербуржцы пока вынуждены отдавать предпочтение более земным ценностям, заботясь прежде всего о хлебе насущном. Кроме того, в Финляндии популярность парусного спорта выросла после того, как там была принята программа «лодка в каждый дом», в рамках которой по всей стране было построено большое количество гидротехнических сооружений. У нас о такой программе пока приходится только мечтать. Впрочем, финны и сами многое делают для того, чтобы развивать свой парусный спорт. Обычно соседи, которые планируют заняться водным туризмом, просто вскладчину строят около своих домов причалы. И раз в году кто-то из членов семьи работает здесь боцманом или охранником. Кому как повезет. При этом стоимость стоянки яхты для членов такого кооператива составляет не более 10 евро в год, не считая расходов на электроэнергию.

Спорт для богатых и влиятельных?

Директор Речного яхт-клуба профсоюзов Николай Норнов откровенно говорит: «Развитие в Петербурге детского спорта — это последний шанс удержаться». И тут же замечает: несмотря на то что в яхт-клубе профсоюзов дети занимаются парусным спортом бесплатно, особенного ажиотажа не наблюдается. И даже те, кто приходит в детский яхт-клуб, потом рано или поздно это бросают. По словам Николая Норнова, из 200 человек, которые записываются в начале года, через несколько месяцев остаются не более пятидесяти. А ведь яхт-клуб профсоюзов на Петровской косе — старейший в России, основанный в 1860 году! Намоленное место для яхтсменов. До 1980 года он был крупнейшим в СССР. До сих пор сооружения, созданные тогда, остаются одними из лучших в стране. Правда, сегодня к яхт-клубу вплотную приблизились элитные дома, но Николай Норнов утверждает, что пока земельных притязаний на имущество спортсменов не наблюдается. Он не скрывает, что за последние годы состав владельцев яхт изменился, и сегодня среди них не только богатые, но и очень влиятельные люди, что как раз отпугивает и чиновников, и застройщиков от необдуманных поступков.

Нам не хватает культуры

Говоря о причинах того, почему у нас яхтенный спорт не так популярен, как, скажем, футбол, Николай Норнов отмечает: происходит это потому, что Петербургу не хватает морской культуры. «Можно строить яхт-клубы и развивать яхтенную инфраструктуру, но пока у горожан не появится желание проводить на воде столько же времени, сколько на суше, яхты так и останутся для города экзотикой», — говорит он.

По его словам, довелось ему как-то швартоваться на одном острове в Финском заливе. Рядом на стоянку встала еще одна лодка, в которой путешествовала финская семья — папа, мама и два ребенка. Оказалось, на воде они проводят все выходные. «И судя по одежке и обустроенности лодки, можно сделать вывод, что они отнюдь не богаты, но у них есть желание ходить в море, и они идут», — говорит он. Так что дело совсем не в материальном благополучии, а в желании.

Генеральный директор яхтенного порта «Терийоки» Роман Крыжный считает, что морской культуры не хватает и нашим чиновникам. По его словам, с пуском Западного скоростного диаметра проход больших яхт в акваторию Невы будет невозможен — высота пролета этого сооружения не позволит им это сделать (наша газета много раз рассказывала об этой проблеме). Кроме того, уж сколько лет идут разговоры о необходимости строительства заправок для яхт, где бы туристы смогли пополнить запасы питьевой воды и топлива. Впрочем, у нас не хватает не только заправок, но и яхт-клубов, отвечающих общемировым стандартам.

Так, нормы требуют, чтоб клубы были с освещенными понтонами, заправками, береговым электричеством, душевыми, рестораном и технической базой для обслуживания яхт. Вот и получается, что яхты у нас чаще всего если и покупаются, то преимущественно для статуса и используются как места для закрытых вечеринок.

Фишка для строителей

Вот и представители строительных компаний уже почувствовали у своих потенциальных покупателей тягу к морской романтике. И стали строить «яхтенный рай» по своим меркам. В последнее время на рынок выходит много новых жилых комплексов, где в качестве фишки запланировано строительство марин. «Правда, потом, когда подсчитывали, в какую сумму это может вылиться и на сколько это может увеличить стоимость квадратного метра, от этой идеи многие отказывались», — говорит директор департамента жилой недвижимости одной из компаний Елизавета Конвей. Но те, кто все-таки решается на такой шаг, отмечают, что интерес к квартирам с видом на яхтенный причал есть. И их можно продать гораздо дороже, чем обычное жилье с видом на соседний дом. Символично, что среди покупателей таких квартир есть не только заядлые мореходы, но и просто яхтенные эстеты, которым достаточно лишь видеть из своего окна силуэты качающихся на воде яхт. Пусть даже не своих.

↑ Наверх