Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

Музей очень страшных пьес

Театр Post и его создатель, режиссер, дважды лауреат молодежной петербургской театральной премии «Прорыв» Дмитрий Волкострелов, не собираются успокаиваться на пути поиска новых форм. Прежде всего потому, что новые формы для него — не самоцель, а необходимость, которой требует каждый новый текст. На сей раз текст называется «Shoot/Get treasure/Repeat» («Стреляй/Хватай сокровище/Беги»). Это цикл из 16 пьес, который потребует от зрителей 8 часов внимания. Премьера — в центре «Легкие люди» на ул. Белинского, 9, — 25 и 26 августа в 14.00.

Динара Янковская и Алена Бондарчук.


Текст принадлежит британцу Марку Равенхиллу, одному из самых известных в России современных зарубежных драматургов. Типичное орудие Равенхилла — убийственный черный юмор, с которым он описывает сегодняшнее общество. Его протестный дух исчерпывающе выражают пьесы «Шопинг & Fucking», «Откровенные полароидные снимки», «Продукт»... 

В 16 пьесах, составляющих цикл «Стреляй/Хватай сокровище/Беги», юмора меньше, чем в иных созданиях драматурга, зато гораздо больше страха и горечи. Одноактовки с разных углов зрения и с многочисленными отсылками к культурным мифам прошлого осмысляют картину мира после 11 сентября 2001 года. Пьесы называются «Армагеддон», «Война и мир», «Потерянный рай», «Преступление и наказание», «Сумерки богов» и так далее. Взрывы присутствуют в них фоном — в воспоминаниях, кошмарах, диалогах героев, в новостях, которые они смотрят и которые приносят сослуживцы погибших. В пьесах Равенхилла определенно трудно играть. 

Поэтому Волкострелов и приглашенный им в соавторы однокурсник по мастерской Льва Додина Семен Александровский в разговорах с актерами слово «играть» вообще не употребляют. Они не произносят слов «репетиция» и собственно «театр». По уверению Волкострелова, они делают нечто вроде музея шестнадцати пьес, нечто на грани театра и перформанса — то, что напомнит ценителям современного искусства выставки в музейных пространствах современного типа — например, в московском «Гараже», — рисующие современное состояние мира. Это по форме. А по сути новое зрелище будет походить на эпическую поэму, однако без героев. Потому что в неизбежной войне Запада и Востока нет и не может быть ни правых, ни виноватых, ни победителей, ни проигравших. Крах переживают все. 

Игорь Сергеев и Иван Николаев.

Надо сказать, что на этом этапе команда Дмитрия Волкострелова изрядно пополнилась. Не только за счет сорежиссера Семена Александровского, который, что называется, свыкся с тотальной и неизбывной войной в непосредственной близости от человека еще в юности (он 12 лет прожил в Израиле). Но и за счет однокурсников-актеров, с которыми Волкострелов прежде не работал. В спектакле участвуют Алена Бондарчук, Елизавета Боярская, Уршула Магдалена Малка, Мария Мекаева, Алена Старостина, Филипп Дьячков, Данила Козловский, Иван Николаев, Павел Чинарев, Игорь Сергеев, Динара Янковская.

Осталось сказать, пожалуй, лишь то, что «Стреляй/Хватай сокровище/Беги» — это слоган одной компьютерной игры-стрелялки. А точнее — задание руководителей разработчикам, чтобы те не создавали излишне литературные игры.

↑ Наверх