Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 24 апреля 2024

Музею обороны и блокады Ленинграда вернут помещения?

Городские власти пытаются договориться с военными

Много лет Музей обороны и блокады Ленинграда, расположенный  в Соляном городке (между улицами Пестеля, Гангутской и набережной Фонтанки), мечтает вернуть утраченные в результате «Ленинградского дела» помещения, чтобы весь Соляной городок был отдан под музейную экспозицию.  Ведь когда музей создавался в 1944 — 1945 годах, в нем было собрано 37 654 экспонaта, в том числе советские тяжелые танки, самолеты, фаустпатроны, орудия и многое другое. Под них были отданы 37 залов площадью 40 тыс. кв. метров.

После того как музей реабилитировали и вновь открыли в 1989 году, ему досталось около 1 тыс. кв. м — остальные помещения занимали военные и даже... частный отель. 

По словам губернатора, Музей обороны и блокады Ленинграда может получить бывшие помещения в комплексе Соляного городка.

С тех пор руководство музейного учреждения хлопочет о возврате прежних помещений, аргументируя это тем, что музею нужно развитие. Власти города предлагают построить новое здание музея рядом с парком Победы на территории, ограниченной проспектом Юрия Гагарина и Бассейной улицей. 

И вот теперь новая интрига — за месяц с небольшим до начала празднования 70-летия Победы губернатор Георгий Полтавченко в эфире канала «Санкт-Петербург» заявил, что Музей обороны и блокады Ленинграда может получить бывшие помещения в комплексе Соляного городка. Видимо, власти города решили преподнести подарок не только ветеранам, но и музею, который в августе 1945 года вместе с маршалом Жуковым посетил и бывший командующий союзников генерал Эйзенхaуэp, назвав его экспозицию «нaиболее зaмечaтельной военной выстaвкой из всех виденных».

«Сегодня встал вопрос проработки возможности возврата музею всего комплекса в Соляном переулке. Этот вопрос решится в ближайшие три месяца. Во всяком случае мы внесем в него ясность. Если не решится, то начнется строительство на том месте, где выбрали», — заметил губернатор.

«Вечёрка», которая внимательно следит за жизнью музея, расспросила его директора Сергея Курносова (на фото) о том, что ожидает вверенное ему учреждение в ближайшее время.

— Я знаю, что переговоры с военными ведутся: есть предпосылки для возвращения бывших наших помещений, но пока речь идет о небольшой их части, а не обо всем Соляном городке, — подтвердил «ВП» Сергей Курносов. 

— О каких конкретно площадях идет речь?
— Пока о небольших помещениях, которые принадлежат военным, на первом этаже здания, где расположен музей. 

— Если часть помещений все-таки не удастся вернуть, то придется размещать экспозицию в новом здании музея рядом с парком Победы?
— Ну конечно! Если у нас появятся большие площади, то основная экспозиция будет перенесена в новое здание. А в Соляном переулке останется только экспозиция, посвященная истории музея, — о том, какие были первые выставки, как уничтожали музей по «Ленинградскому делу», как его возрождали в 1989 году, кто это делал.

— А что ваш музей подготовит к 9 Мая?
— Мы готовим новую выставку «Салют Победы», посвященную последним дням войны, взятию Берлина, капитуляции немецких войск. Словом, музей живет своей традиционной жизнью. И в апреле из Санкт-Петербурга в Ереван прибудет делегация во главе с губернатором, и в рамках этого визита возможно подписание между нашим музеем и музеем геноцида армян договора о сотрудничестве.

— Еще в прошлом году во дворе музея была найдена гаубица дореволюционного производства — какова ее судьба?
— С тех пор у нас таких пушек стало три. Наши соседи на Гангутской, 1, нашли у себя во дворе еще две и передали нам — они находятся справа и слева от входа в наш музей. Пушки, конечно, нуждаются в реставрации, чистке, установке на постаменты, но нам на это пока не открыли финансирование, надеюсь, скоро это произойдет.

— Недавно стало известно, что в музей вернулись раритеты, украденные в прошлом году, — офицерский мундир и форменная кофта офицера медицинской службы.
— С возвращенными экспонатами все в порядке — в середине марта они вернулись к своему хозяину, но пока еще эти вещи приобщены к уголовному делу, они опечатаны, и мы их не выставляем. 

— В стране из-за кризиса идет оптимизация, Музей обороны и блокады Ленинграда не подвержен этому явлению?
— Мы живем одной жизнью с другими музеями. В условиях кризиса надеяться на увеличение финансирования не приходится, но мы никого из сотрудников не сократили — если кто-то и уволен, то в рамках Трудового кодекса, а не из-за оптимизации.

↑ Наверх