Газета выходит с октября 1917 года Thursday 5 декабря 2024

Мы едем, едем, едем…

До 26 мая Галерея Марины Гисич приглашает на выставку Дмитрия Грецкого и Евгении Кац «Пограничное состояние».

Это серия семейных портретов, больших по размеру и камерных по сути: мужья-жены-дети сидят в машинах. Семейный микрокосм, лица и фигуры выхвачены неярким светом — а вокруг темнота. «Это мои друзья, родственники, то есть мой круг общения. Я их специально фотографировал, подготовительная работа по времени превышает работу с холстом и красками, — рассказывает Дмитрий. — Здесь есть и мой портрет с семьей: нас, конечно, фотографировал не я. Евгения, моя супруга, не только пишет вместе со мной, она и вдохновляет меня на работу».

Семья Павла. Фрагмент. 2012.

Непостижимым образом переданы особенности взаимоотношений, степень дружности семьи, капризности детей и так далее. «Я не случайно выбрал замкнутое пространство, пространство машины. Интересно, как они рассаживаются, в этом тоже проявляется внутрисемейная иерархия», — продолжает Дмитрий.

Необычна техника, в которой работают Дмитрий и Евгения, — картины написаны лишь четырьмя красками ладонью руки: «Мне всегда было лень мыть кисточки, они засыхали, приходилось выбрасывать, и я решил с этим бороться, — полушутя-полусерьезно объясняет Дмитрий. — Использую не обычное масло в тюбиках, а так называемое сухое масло — в палочках, оно более густое, по консистенции напоминает пастель. Пишу не только без кистей, но и без палитры, палитра — сама картина».

Картины Дмитрия и Евгении выглядят апологией обычной, нормальной семьи — папа и мама, родные общие дети. «Конечно, мне приходилось слышать и читать, что семья умирает, но это, думаю, просто эпатажные высказывания, никуда она не денется. При этом я совершенно не хочу и не могу сказать, что семья — это просто». Недаром название серии многозначно: «пограничное состояние» можно понять и как путь через границу (а вынужденная остановка — чтобы пройти пограничный контроль), и как обозначение слабых форм нервно-психических расстройств. Но очевидно, что путешествие на машине для современной семьи — один из немногих шансов собраться вместе. «Я не пишу машины в движении — дверцы открыты. Путь есть, но не буквальный, — уточняет Дмитрий, — скорее передвижение по жизни: происходят внутренние события, отношения развиваются».

Фото автора
↑ Наверх