Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 24 апреля 2024

Мы ликуем славы звуки!..

25 сентября в Государственной академической капелле в рамках проекта «Царская музыка для всех» состоится концерт «Гимны России»

В нем примут участие Русская роговая капелла (художественный руководитель Сергей Песчанский, автор проекта возрождения русской роговой музыки) и Академический хор любителей пения Санкт-Петербурга (художественный руководитель и главный дирижер Екатерина Артюшкина, дирижер Ирина Андрякова).

Артисты Роговой капеллы и хора.

Русская роговая музыка, где каждый инструмент играет только одну ноту, не имеет аналогов в мире. Роговая музыка появилась в середине XVIII века в Петербурге, пережила период огромной популярности. Современники называли ее царской музыкой: она не могла сравниться ни с какой другой по торжественности и помпезности. Потом она оказалась надолго забытой. В 2001 году Сергей Песчанский стал автором проекта ее возрождения.

Надо рассказать еще об одном участнике концерта «Гимны России». Это Академический хор любителей пения Санкт-Петербурга, он был основан в 1958 году академиком Петровской академии профессором Консерватории Санкт-Петербурга Елизаветой Петровной Кудрявцевой, объединившей людей разных профессий и возрастов в этот уникальный коллектив. Сергей Песчанский рискнул соединить роговую музыку с хором. В концерте 25 сентября наряду с классической музыкой прозвучат произведения, которые являлись гимнами России в разные годы существования империи. Мы услышим «Гимн русскому царю» Балакирева, «Боже, царя храни» Львова, «Патриотическую песнь» и «Славься!» Глинки, «Коль славен наш Господь в Сионе» Бортнянского, «Гром победы, раздавайся» Козловского, «Гимн Великому городу» Глиэра, Марш лейб-гвардии Преображенского полка и многое другое. Ведущий концерта — главный редактор журнала «Автобус» Игорь Воеводский.

А теперь о концерте расскажет Сергей Песчанский: «В оркестрах, где каждый инструмент играет одну ноту, партитуры сильно отличаются. Поскольку музыкант играет одну ноту, ему не нужно пять строчек, ему достаточно одной «нитки» со специальными обозначениями «молчать» или «играть». А в нашем оркестре каждый музыкант может играть на двух, а то и на пяти инструментах. Поэтому в партитурах используем обычный нотный стан. Как это происходит? Музыкант на подставку кладет, к примеру, пять рожков рядом. В одном месте играет на одном инструменте, в другом подходит к другому.

О репертуаре. Мы выбираем произведения по принципу красивой и доброй музыки. Тратить свое время на «отрицательных героев» мы не хотим. Люди и так видят много негатива, они приходят на концерт за радостью или спокойствием.

Кстати, в нашем оркестре мы осуществили русскую национальную идею! Согласитесь, в музыке всегда есть конкуренция, и это не всегда хорошо. А у нас каждому раздали по одной ноте — и конкуренция стала невозможной. Только вместе мы можем сыграть, а это принцип соборности! Никто не может сказать: «Я сыграл», только: «Мы сыграли!».

↑ Наверх