Мы на лодочке катались…
Гатчинский заповедник вновь ждет посетителей
По такому случаю журналистам показали вернувшиеся в Голландские сады скульптуры, рассказали о реставрационных проектах, покатали на лодках по Белому озеру и устроили пикник.

А гулять лучше все-таки по дорожкам!
Даже боги беззащитны перед вандалами
В этот день в Голландских садах было многолюдно. В честь открытия нового сезона вход в парк был бесплатным. В садах играл военный оркестр, прогуливались артисты, изображавшие былых владельцев Гатчины Павла Петровича и Марию Федоровну, императорских фрейлин.
Главным событием дня стало возвращение в сады четырех скульптур — Амазонки, Марса, Сатира и Афины. Это не оригиналы из каррарского мрамора, когда-то привезенные в Гатчину при Павле (их недавно отреставрировали и поместили во дворец), а копии.
При реставрации скульптур использовался так называемый метод аналогии. Так было со статуей Сатира, от которого после войны остался один торс. Так было и с Афиной: у нее отсутствовали руки. Не было и символа мудрости совы, с которой богиня так часто изображается. Не сохранилось ни зарисовок, ни фотографий. В Музее Академии изящных искусств в Мадриде был найден аналог — похожая Афина, в шлеме, с Медузой Горгоной на груди и маленьким совенком в руках.

Интересно, что Афина находится на одной оси с Марсом и стоящей в Собственном садике Флорой, богиней всего живого (в этом садике, где музей может обеспечить охрану, стоит не копия, а подлинник XVIII века). Выбор персонажей не случаен. Именно эти боги символизируют ценности, которые так важны для каждого государства: Марс и Афина олицетворяют справедливую войну, направленную на защиту отечества и укрепление его границ, а Флора — вечное обновление и плодородие.
Решение убрать оригиналы подальше — вынужденное. Они неоднократно страдали от вандалов. Нам рассказали, что в 2001 году в День музеев вандалы сбросили статую бога войны Марса с пьедестала. Упав, Марс разбился на пять кусков. В тот же день злоумышленник разбил стекло в Павильоне Венеры, уникальном памятнике XVIII столетия, пережившем и революцию, и войну, и пытался его поджечь. К счастью, сотрудники музея вовремя заметили дым, вызвали пожарных, и павильон был спасен.
Построен он был Винченцо Бренной в конце XVIII века по желанию Павла Петровича, которому во время путешествия по Европе приглянулось подобное сооружение, увиденное в поместье принца Конде в Шантийи. Были прорыты каналы — так возник островок, названный Островом Любви, видимо, в честь знаменитой картины Антуана Ватто, которая носит такое же название. Гости приплывали сюда на лодках и через окна-двери входили в зал, отделанный росписью в технике гризайль и огромным живописным плафоном «Триумф Венеры» кисти Меттенляйтера. Павильон этот — как драгоценная шкатулка. Ценность еще тем выше, что его прообраз в Шантийи не сохранился.
О реставрации
Именно в этом храме богини любви и красоты директор ГМЗ «Гатчина» Елена Гладкова встретилась с журналистами, чтобы рассказать о новом сезоне.
По ее словам, в ГМЗ продолжаются масштабные реставрационные проекты, на которые выделяются значительные средства — примерно 200 миллионов рублей в год. Кроме того, музей получает дополнительные деньги из бюджета Петербурга.
Сейчас ведется реставрация мраморной лестницы Арсенального каре. Это именно та лестница, которая вела к комнатам, где проживала семья императора Александра III, сделавшего Гатчину своей резиденцией.
«Это было сердце дворца, — заметила Елена Гладкова. — Когда приведем лестницу в порядок, мы сможем показывать эти комнаты. К тому моменту планируем отреставрировать Греческую галерею, которая соединяет парадные покои Павла I и комнаты Александра III. Это даст нам возможность организовать туристические потоки так, чтобы было удобно посетителям, чтобы они не мешали друг другу».
В этом году музей приступит к реставрации фасадов Арсенального каре.
Один из основных объектов реставрации — Адмиралтейство, построенное в конце XVIII века. Оно использовалось для хранения лодок и яхт. Деревянное, оно сгорело уже в наше время, сейчас от него остались только каменные опоры. На восстановительные работы потребуется 2 — 3 года.

Вид на озеро из окна павильона Венеры.
Семейный альбом
А пока эти романтические руины используются для проведения временных выставок на лоне природы. Сейчас там открыта выставка старинных фотографий «Гатчинский парк в семейном альбоме» — из фондов музея и личных архивов горожан. Рядом со снимками семьи Александра III — фотографии XX века, от 20-х до 70-х годов.
Когда смотришь, возникают любопытные аналогии. Вот, к примеру, фотографии императрицы Марии Федоровны с детской коляской. А рядом — снимки простых жителей 1940 — 1970-х годов, прогуливающихся с колясками под сенью деревьев. И в парке в тот день было много посетителей с маленькими детьми в колясках. Конечно же, родители фотографировали красоты парка, друг друга и детей своими смартфонами и айпадами. Как видим, есть много такого, что одинаково близко и сильным мира сего, и простым смертным.
Есть там и снимки, запечатлевшие прогулки на лодках. Один из петербуржцев вспомнил, что в 70-е годы это удовольствие стоило 5 копеек.
Пятеро в лодке, не считая гребца
Когда мы вышли из Павильона Венеры, оказалось, что на Ферму, расположенную в Сильвии, нужно плыть на лодке. Иначе никак — пешком надо в обход, километра два. Я бы и прошла. Но коллеги не хотели. Пришлось мне, боящейся воды, лезть в лодку. Гребцы, которые катают отдыхающих в гатчинском парке, опытнейшие. Увидев мое бледное перепуганное лицо, успокоили, что бояться нечего. И даже предложили надеть спасательный жилет.

Павильон Орла.
Экскурсия «По глади парковых озер» пользуется успехом. Пока плывешь по Белому озеру, можно любоваться панорамой, которая скрыта «зелеными кулисами», когда гуляешь пешком. Проплываешь мимо Чесменского обелиска, Колонны Орла и Павильона Орла, видишь Горбатый мостик, многочисленные острова, Водный лабиринт и Иорданский колодец, Чесменский обелиск. Колонна Орла и Павильон Орла находятся вдали от обычного маршрута.
Экскурсии проводятся ежедневно (кроме понедельника) по сеансам: 13.00, 14.30, 16.30, 17.40. Продолжительность сеанса — 1 час 20 мин.
«Лодочка — одно из главных развлечений нашего парка, — рассказала нам экскурсовод. — Да и как может быть иначе, если из 146 гектаров Дворцового парка 36 занимает вода — озера и пруды?»

Проплывая под Горбатым мостиком.
Из каждого положения можно найти выход
Один из самых красивых прудов Гатчины — Кувшин, или Карпин пруд. Он действительно имеет форму кувшина. А Карпиным его называют потому, что здесь водились карпы. Говорят, когда император Павел звонил в колокольчик, они подплывали, ожидая корма. Александр III был не таким сентиментальным, как известно, он был страстным охотником, убивая животных десятками, а рыбу бил острогой. По легенде, свою известную фразу «Мир может подождать, пока русский царь удит рыбу!» он произнес именно на берегу Карпина пруда.
В гатчинских прудах цветут водяные лилии, почти как в садах Клода Моне.
Еще одна затея парка — Водный лабиринт. Вот что рассказала нам экскурсовод: «Лабиринт — одна из любимейших парковых забав с XVIII века. В регулярных парках, созданных по французскому образцу, были модны лабиринты из подстриженных кустарников. Но в пейзажном парке с его философией свободы, которая должна предоставляться и человеку, и дереву, не могло быть подстриженных кустарников. Поэтому в Гатчине появился единственный в своем роде Водный лабиринт. Он был создан искусственно: прорыли две протоки и сделали сложную систему каналов и островков. Лодка с гостями попадала сюда по одной из проток, сидевшие в ней любовались тем, как смотрится природа и архитектурные сооружения с воды, и, конечно, искали выход из лабиринта. Выход находился. Для философского парка это было важно: показать таким образом, что из каждого, даже очень сложного, положения можно найти приемлемый выход. Нужно только постараться!»
Достопримечательность парка — Иорданский колодец с чистейшей родниковой водой. Его назвали Иорданским, так как здесь освящали воду. Родник сбрасывает воду в Белое озеро. Сейчас туристы иногда монетки бросают в колодец и говорят, что это приносит счастье. Бросила в колодец серебряную монетку и я. Счастье пока не пришло, но, возможно, оно просто задерживается в пути.
Мы идем в поход!
Как рассказала директор ГМЗ «Гатчина», уже заключен договор на реставрацию такого большого объекта парка Сильвия, как Ферма. Сейчас Ферма — еще руина, но часть ее музеефицирована, открыта для посетителей и даже включена в экскурсионный маршрут, который называется «Мы идем в поход».
Реставрация Фермы, здание которой было спроектировано выдающимся архитектором Захаровым, намечена на 2016 год. А пока в здании показывают предметы быта той эпохи, найденные при восстановительных работах и подаренные жителями Гатчины, старые фотографии и экспозицию, посвященную охоте, которую любил Александр III. Детям очень нравятся головы зубров и чучело медведя, хотя, на мой взгляд, выглядят они ужасно. При императорах здесь содержались животные, монаршие дети могли прийти, чтобы посмотреть на них и даже подоить корову.
Участникам экскурсии «Мы идем в поход» обещают и знакомство с местной флорой и фауной — им расскажут о том, какие деревья и цветы растут в парке, какие птицы обитают, разрешат покормить белок. Угощать их можно орешками и семечками (несолеными). Одну белку мы встретили во время прогулки, но она быстро поняла, что еды у нас никакой нет, — и только мы ее и видели!
Метки: Сады и парки Из первых рук Музейное дело Архитектура
Важно: Правила перепоста материалов