Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

«Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью»

Петербургский кинорежиссер Константин Селиверстов, давний друг «Вечёрки», оказался в сложном положении: ему необходимо закончить работу над экранизацией романа Франца Кафки «Процесс», а именно озвучить уже отснятую и смонтированную картину. Для этого нужны деньги — 300 000 рублей

Накануне Дня российского кино корреспондент «ВП» Алексей Блахнов встретился с режиссером, чтобы поговорить и о самом фильме, и о сложившейся финансовой ситуации с его производством.

Читая «Процесс», я уже видел раскадровку

— Как возникла идея экранизировать «Процесс» Кафки?
— Первый раз я эту книгу прочитал очень давно, но на тот момент «Процесс» мне не показался очень уж близким к реальности, актуальным, животрепещущим. Минуло двадцать лет, и вот, год назад, я стоял перед книжной полкой и раздумывал над тем, что бы почитать. Взгляд упал на уже знакомую книгу, и с первых страниц я понял, что это то, что нужно! Читая «Процесс», я уже видел раскадровку, представлял себе стиль фильма, слышал голоса актеров. Кстати, отмечу, что этот роман в России никогда не экранизировался, а в мире существуют всего две его киноверсии. И это за сто лет его существования!

— Как вы думаете, с чем это связано?
— Кафка считается трудным автором, как для восприятия, так и для экранизации, помочь может только совпадение стилистики работы режиссера со стилем автора. Мне же Кафка просто близок по духу, я снимаю так же, как он пишет.

— Это рождает вопрос о точках соприкосновения: наверняка не все наши читатели знакомы с вашим творчеством и наверняка не все читали данную книгу…
— Всем любителям литературы известно, что Кафка — классик абсурда, у него особый юмор, особый стиль, он, на первый взгляд, бывает очень нелогичен. Его абсурд возникает на пустом месте, он вырастает из каких-то элементарнейших бытовых деталей: обычная реалистическая проза вдруг становится с ног на голову. Этот прием мне очень близок, я его регулярно использую в своих фильмах.

— Актуальна ли подобная экранизация в наши дни?
— Безусловно! Окружающая нас действительность изобилует абсурдом, он везде, куда ни глянь. Специально искать его не надо, он сам вас найдет, не случайно ведь в свое время одна знаменитая песня была переделана и зазвучала так: «Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью».

Дверь в стене

— Как проходили съемки фильма? Где снимали, как искали натуру?
— Вообще Кафка жил в Праге, и часто режиссеры, берущиеся за экранизацию его романов, едут именно туда. Мне же показалось, что атмосфера произведений Кафки очень близка старому Петербургу, Петербургу Достоевского. Поэтому почти все сцены, происходившие на улице, я снимал в старых кварталах Питера, в частности, на улице Достоевского, в тех самых неповторимых дворах, которые, как мне кажется, и создают атмосферу, присутствующую в романе. Когда мы искали натуру, когда приступили к съемкам, я все время думал о «Преступлении и наказании»: ведь совершив преступление, Раскольников ходит по городу, виды которого создают непередаваемую атмосферу книги. Произведение Достоевского весьма созвучно с романом Кафки, герой которого обвинен в свершении чего-то, а чего конкретно — он не понимает, он не представляет, как ему отбиться от непонятного обвинения, куда идти и что делать.

— Когда снимают фильм ужасов, режиссер и актеры часто утверждают, что на площадке было действительно страшно и творилось что-то жуткое. А у вас во время съемок происходило ли что-нибудь абсурдное?
— Да, были моменты. Вот один эпизод. Когда я искал локацию для съемок, а если быть точным, дом, куда я бы «поселил» одного из персонажей — сумасшедшего художника, я зашел в один из дворов на улице Достоевского и обомлел. Там я увидел «классическую» громадную глухую стену, но на уровне третьего этажа в ней была дверь, от которой шла лестница, напоминающая пожарную, но она не доходила до земли, заканчиваясь на высоте полутора метров. Таким образом, место проживания сумасшедшего художника было найдено: в фильме вы увидите, как главный герой, чтобы попасть к нему, сначала подтягивается на нижней перекладине этой лестницы, затем карабкается по ней. Зрелище совершенно немыслимое!

В нашем фильме ничего не взрывается

— Сложно ли было набрать актеров для столь необычного фильма?
— Сложнее всего было найти главного героя! По сути, на нем ведь держится весь фильм, он постоянно в кадре. Три месяца я искал его, и в итоге место главного героя занял потрясающий актер БДТ Антон Шварц. Самое забавное, что я был знаком с ним раньше, просто не представлял его в этой роли, мне казалось, что типаж не совсем подходит. Да и вообще у нас снимались отличные актеры: Андрей Шинко из Александринского театра, Наталья Шамина из Театра Ленсовета, Елена Шварева из БДТ. С ними мне очень повезло.

— Я так понимаю, что вы набирали актеров более занятых в театре, нежели в кино…
— Отчасти это стечение обстоятельств, отчасти — замысел. Дело в том, что в нашем фильме нет спецэффектов, ничего не взрывается. Мы имеем дело с накалом страстей, с «нависшей атмосферой», с психологизмом, с характерами, со сложными диалогами. Это то, чем театральный актер занимается каждый день, и это именно то, что было нужно для нашего фильма.

Народ нас выручит!

— Думаю, пора перейти к обсуждению финансовых проблем, мешающих завершить работу…
— Данный фильм делался исключительно на средства его участников, без каких-либо крутых спонсоров и так далее. Сейчас, когда процесс съемок и монтажа завершен, необходимо просто сделать хороший звук — записать голоса актеров и шумы в качественной студии. Обозначенная цифра, 300 000 рублей, — это минимум: в Москве, например, за эти деньги кино не озвучить. Была бы возможность, мы бы справились сами, но выжимать нам больше неоткуда — поэтому и обратились к народу.

— Как думаете, народ выручит?
— Думаю, нам помогут. Может, это и займет больше времени, чем мы рассчитывали, и фильм будет закончен позже, но он будет сделан, и я в это верю, даже не сомневаюсь.

↑ Наверх