Газета выходит с октября 1917 года Friday 17 мая 2024

«Мы скажем Путину спасибо!»

Ветераны хотят поблагодарить президента за то, что он не дал развалить Михайловскую академию

Петербургские ветераны — участники Сталинградской битвы генерал-майор Анатолий Станиславович Круковский (на фото) и Герой Советского Союза генерал-лейтенант в отставке Борис Валентинович  Белявский приглашены в Москву на торжественные мероприятия, посвященные 70-летию разгрома фашистских войск под Сталинградом. Их вместе с фронтовиками из других городов, получивших боевое крещение в великой битве, примет в Кремле президент Владимир Путин.


А накануне в гимназии №171 для петербургских «сталинградцев» был организован торжественный вечер в честь трех памятных дат: 70-летия прорыва блокады, 69-летней годовщины полного снятия блокады Ленинграда и 70-летия Сталинградской битвы. Бойцы вспоминали минувшие дни, рассказывали о подвигах своих товарищей, а за них самих говорили многочисленные награды, которые покрывали всю грудь... 

Вот кавалер ордена Александра Невского девяностолетний Аркадий Васильевич Караваев — он воевал под Сталинградом, потом командовал штрафной ротой и освобождал Шяуляй, за что и получил орден Александра Невского. «В Сталинграде я был командиром взвода учебного батальона 316-й стрелковой дивизии, участвовал  в боях в конце августа — тогда немцы бросили всю свою авиацию, чтобы разбомбить город и захватить его, но им эта операция не удалась... А в конце сентября меня ранило, и я лежал в госпитале...»

Ветеран Вадим Павлович Кононов — танкист, получил тяжелое ранение в Сталинграде, когда подбили его танк. Он выполз через нижний люк, но не мог далеко отползти — рвались снаряды в самом танке. Очнулся в госпитале, и первое, что услышал от хирурга, дававшего указание медсестре: «Этому лейтенанту нужно влить пол-литра крови...»

«Всю войну меня не покидала уверенность, что выживу, — вспоминает 90-летний генерал-майор Анатолий Станиславович Круковский, — хотя я воевал в Сталинграде с первого до последнего дня — все 200 дней. Об этом напоминают мне и ранения — один осколок по сей день сидит во мне, не мешает, но когда сажусь в самолет, доставляет определенные неудобства. Если бы кто-нибудь мне сказал, что солдат с двумя осколками в легком может пройти сто километров, и если бы я не сделал это сам, я бы подумал, что это вранье. Свою группу я выводил из окружения семь дней, попал в медсанбат, где мне вынули один из осколков. Хирург сказал: «Ну, старшой (старший лейтенант. — Л. К.), благодари родителей за крепкие ребра — твое ребро треснуло, но осколок не прошел дальше и застрял в полсантиметре от аорты». Но я хочу сказать другое: тот, кто хоть один день воевал в  Сталинграде, уже имеет право назваться сталинградцем. Потому что это была игра со смертью».

Генерал вспоминает, что первую свою награду — медаль «За отвагу» — он получил 17 июля 1942 года в бою под Сталинградом, когда его батарея расстреляла 13 немецких «тигров», «нагло продвигавшихся по дороге без прикрытия авиации». Но самая дорогая, орден боевого Красного Знамени, — за 12 немецких танков, которые сжег его дивизион под Прохоровкой на Курской дуге во время танкового сражения. 

Сейчас, несмотря на то что Анатолий Станиславович разменял десятый десяток, он преподает в Михайловской военной артиллерийской академии. «Если случится мне лично пообщаться с президентом Владимиром Владимировичем Путиным, то, пожимая руку, я ему искренне скажу: «Спасибо за то, что вы приостановили ликвидацию Михайловской военной артиллерийской академии, начатую бывшим министром обороны Анатолием Сердюковым и его женской командой, и сохранили это замечательное военно-учебное заведение, которое 190 лет готовило кадры для российской артиллерии».

Автор выражает признательность Антонине Петровне Яковлевой за помощь в подготовке материала.

↑ Наверх