Мы слишком быстро забываем о трагедиях
26 августа в «Лофт Проекте ЭТАЖИ» открылась выставка «World Press Photo»
Сначала видишь только цветные пятна — яркие, как карнавальные костюмы. Потом всматриваешься и начинаешь различать сюжеты. Не такие уж радостные по большей части. Но первое впечатление — это именно разнообразие красок, которое, может быть, точнее всего передает смысл самой жизни.
Не зная контекста
Стоит напомнить, пожалуй, что почтенный этот конкурс, начавшийся еще в 1955 году, собирает снимки профессиональных фотографов (в этом году пришло 108 059 фотографий со всего мира) — и отбирает лучшие. На снимках запечатлены важнейшие события предыдущего года во всех сферах: политике, культуре, общественной жизни. То есть нынешние победители конкурса напоминают нам о том, что произошло в 2010-м.
Не сказать, чтобы милых событий на нашей планете в прошлом году было много. Огромную часть экспозиции занимают жуткие снимки трагедий.
Вот кадры с Гаити. Мы уже почти забыли об этом — не до того, других новостей куча, — но в январе 2010-го там было страшнейшее землетрясение. Теперь огромные фото на стенах, в хорошем разрешении и сочных цветах, рассказывают нам о том, как это было: мечущиеся, рыдающие люди в пыли и крови, покоробленные здания, раздувшиеся от жары трупы детей, сваленные в кучу.
Разлив нефти в Мексиканском заливе. На снимках пятно выглядит как завораживающая абстрактная живопись.
Что еще? 100-й год эпохи Чучхэ (ее отсчитывают от дня рождения Ким Ир Сена). Тоже мало приятного. На фото Ким Чен Ир и сын, Ким Чжон Ын, Новая звезда и Блистательный Товарищ. Папаша устало и скептически косится на надутого наследника. Очень человечный, впрочем, момент.
Авиакатастрофе под Смоленском почему-то посвящен всего один снимок: поляки, вышедшие на траурный митинг. Лица крупным планом. Почему так мало?
— Члены жюри просматривают и отбирают фотографии без всяких подписей, еще не зная контекста, — объясняет Фемке ван дер Вальк, руководитель проекта. — Только потом они могут навести справки о том, что, собственно, изображено. В жюри входят люди со всего мира, разных профессий, с разными политическими и религиозными убеждениями. Так что какой-то предвзятости здесь нет места.
К сожалению, в число победителей не попало ни одного снимка от русских фотографов. Зато есть один русский на фотографии. Это кадет Кирилл Леверский с парусника «Крузенштерн». Кадет, в белой форме, на белом фоне, как будто глядит прозрачным взглядом из толщи айсберга. Фото: Натальи ЧАЙКИ
— Нам лучше запоминаются драматические, негативные моменты, и кажется, что вся выставка из них и состоит, — размышляет Фемке. — Но здесь ведь есть и совсем другие снимки.
Действительно. Вот конголезская женщина где-то на грязных задворках рынка упоенно упражняется в игре на виолончели. Индийские крестьяне смотрят фильм в передвижном кинотеатре. А вот просто безумно красивые птицы, рыбы и вулканы...
И все-таки главный приз конкурса, «Золотой глаз», получил автор, без сомнения, трагического фото. Джоди Бибер, южноафриканский фотограф, уже не раз побеждала в разных номинациях. Ее снимок — портрет Биби Айши, афганской девушки. Очень красивой, с черными густыми волосами, с пронзительными глазами. На месте носа у Айши — безобразная дыра.
В 12 лет ее выдали замуж за талиба, чтобы разрешить разногласия между племенами. Не выдержав жестокого обращения, Айша сбежала от мужа в родительский дом.
Истории за кадрами
— Мы слишком быстро забываем о трагедиях, — рассуждает Фемке. — Месяц прошел — и мы уже не говорим о них. Так что это важно — «World Press Photo» напоминает нам обо всем, что произошло еще совсем недавно. Репортажных фотографов иногда любят обвинить в бесчувственности, в погоне за шокирующими кадрами. Но каждый должен заниматься своим делом. Эти люди должны были сделать свои снимки, чтобы весь мир увидел их и узнал историю, стоящую за ними.
И в следующем году наверняка будут фото, сделанные после землетрясения в Японии и выстрелов в Норвегии, — предположила Фемке.
Фото: Натальи ЧАЙКИ
Прямая речь
Фемке ван дер Вальк:
— В Афганистане есть такая пословица: «Если мужчину бросает жена, он лишается носа». Талибы нашли Айшу, в качестве наказания отрезали ей нос и уши и оставили погибать. Девушка выжила, ее отправили в Америку и сделали пластическую операцию.
Она не умеет ни читать, ни писать, не представляет, что происходит в окружающем мире. И конечно, у нее был посттравматический синдром, она не готова была идти ни на какой контакт. Когда у Айши спросили, знает ли она, что о ее портрете говорят во всем мире, — она сказала только: «Я хочу, чтобы мне сделали новый нос».
Организатор проекта про каждую фотографию говорит так, как про кадр из собственного семейного альбома, страстно и увлеченно. Это подкупает.
— Портрет Айши — один из моих любимых снимков, — признается Фемке. — Я на него столько времени смотрела, что уже не замечаю этого увечья — вижу просто очень красивую, сильную девушку.
Федор ДУБШАНВажно: Правила перепоста материалов