Мы стояли на плоскости…
До 28 ноября галерея «Матисс Клуб» приглашает на выставку «Тихие радости бытия Анатолия Заславского», посвященную 75-летию художника
«Заславского сейчас можно показывать всё, никакая концепция не нужна», — сказала директор галереи Юлия Бородина. Собственно, «всё» и показано: портреты, жанровые сценки, пейзажи родного города и других городов и стран — как и большинство художников, Заславский любит путешествовать.
«Вертолет над Невой». 2014.
Анатолий Заславский однажды понял, что и в Академии художеств учат неправильно, но к авангардистам не примкнул, хотя в те времена это было «адреналиново» и круто:
«Все занимаются содержанием, а живопись — это просто соединение жизненных впечатлений с закономерностями самой плоскости. При грамотно построенной композиции содержание придет само».
Но тут художник, как нам кажется, лукавит: недостаточно уметь видеть и обладать мастерством. В картинах Анатолия Заславского, что бы он ни изображал, всегда присутствует не только чувство цвета и формы, но и чувство юмора. А еще он внимателен к человеку — и к безвестному крестьянину где-то в Европах, гонящему с пастбища домой свою корову, и к уличным прохожим и посетителям парикмахерской, не говоря уже о родных, друзьях и знакомых.
Хотя Анатолия Савельевича считают живым классиком, он — из тех, кто никогда не забронзовеет. Вместе с друзьями-коллегами Заславский основал объединение «Безнадежные живописцы», туда вошли художники, которые хотят заниматься именно живописью. Они устраивают совместные сеансы, выезжают на пленэр и так далее. Вот, казалось бы, картина «Работа в мастерской» изображает студенческие занятия: молодые ребята пишут натурщицу. Но среди них, в уголочке, вдруг замечаешь друга и единомышленника Заславского Бориса Борща. В этом суть «Безнадежных живописцев» — они никогда не бросают учиться и не боятся прослыть несолидными.
«Очень важно, что энергетика работ Заславского ненасильственная, она не обрушивается на зрителя, подавляя личность, а словно приглашает к соучастию, настраивает на восприятие существенного в бытии. Это признак настоящего искусства, ставящий его в один ряд с ясной летней ночью или разговором с другом, где угадывается невысказываемое. Для кого-нибудь среди таких радостей бытия, неожиданно возникающих в жизни каждого, будут и картины Заславского», — говорит друг художника поэт Валерий Черешня, кстати придумавший название для выставки. В экспозиции — несколько портретов Черешни в исполнении Заславского; все люди у него получаются симпатичными и похожими, даже женщины на него никогда не обижаются.
«Пес Максим и Надя Виноградова». 2014.
МАТИСС КЛУБ (Никольская пл., 6. Тел.: 572-56-70, 904-35-84) «Тихие радости бытия Анатолия Заславского». К 75летию художника. Живопись (до 28).