Газета выходит с октября 1917 года Friday 24 января 2025

«Мы все делали за мальчиков, которые ушли на фронт»

Лидия Ивановна своими руками строила ДОТы

Весной в нашей газете рассказывалось о субботнике по расчистке одного из ДОТов времен Великой Отечественной. Он находится на территории Купчина. На днях активисты провели на старинной огневой точке еще один субботник. И сразу после него позвонили в нашу редакцию: «Представляете, на нашу работу пришла посмотреть жительница района, которая девчонкой строила этот ДОТ! Вы обязательно должны рассказать о ней всем жителям города!» — заявили они.

— Вообще-то мы строили не только этот ДОТ, — с порога сообщила корреспонденту «Вечёрки» ветеран Великой Отечественной войны, ветеран инженерных войск Лидия Ивановна УТИНА. — Мы за четыре месяца построили больше 100 огневых точек. Все они были под Ленинградом и в самом городе, и все были разные. Долговременные огневые точки назывались ДОТы, они почти целиком деревянные. И еще были бетонные — ДЗОТы и железобетонные — ЖБОТы. Все эти огневые точки построены женскими руками. Больше строить было некому. Мы все делали за этих мальчиков, которые ушли на фронт.

Лидия Ивановна хорошо помнит день, когда началась война. Было воскресенье, стояла великолепная погода, и семнадцатилетняя Лида, студентка инженерного техникума, шла по набережной Фонтанки на репетицию городского парада физкультурников. Девушка спешила. Дел в этот день, хоть он и был выходным, предстояло много. Репетиция, а потом еще подготовка в экзаменам. 

— И вдруг по радио объявили: война, — вспоминает Лидия Ивановна. — Нам дали сдать экзамены, а потом сразу же отправили рыть окопы, разбирать завалы после бомбежек, убирать с улиц трупы. А 2 мая 1942 года военкомат направил меня в военно-инженерные войска. Я была призвана на военную службу. В нашей роте были только женщины, под триста человек. Мы начали рыть траншеи, в том числе и противотанковые, строить укрепления и огневые точки. Многие думают, что это такие бункеры с толстыми стенами и амбразурами. Но на самом деле эти сооружения были очень сложной конструкции и прекрасно оборудованные. При необходимости, если, например, попали в окружение, бойцы могли жить в них довольно-таки долгое время. Для этого там было все — и вода, и даже помещения для отдыха. К каждой точке вела глубокая траншея, стены которой укреплялись жердями. В траншеях мы делали ниши, чтобы можно было перевязывать раненых не наверху, под обстрелом, а в укрытии. Вот как грамотно были наши ДОТы продуманы! 

Оборонительный рубеж «Ижора», в который входили и ДОТы, и ДЗОТы, и ЖБОТы, в основном построен нежными девичьими руками. И еще блиндажи, эстакады, дороги, подъезды, насыпи — все, что необходимо было для защиты и освобождения родного города. Работали по 12 — 14 часов в день, нередко под обстрелом, без строительной техники и транспорта. 

— А вот бетонировали мы всегда только ночью, — рассказывает Лидия Ивановна. — При свете синих ламп, спрятанных в абажурах, чтобы свет рассеивался только у самой земли и фашисты не могли нас заметить. Бетон нам привозили на полуторке, и мы должны были быстро-быстро его залить, пока не застыл.

Так продолжалось до августа 1944 года. Потом женскую роту, в которой служила Лида, направили в Пушкин. И быстро обучили, как разминировать поля. Она говорит, было очень страшно. Сапер ошибается один раз, и притаившейся в земле мине абсолютно все равно, что саперу этому нет еще и двадцати лет, а Победа уже так близко! 9 мая 1945 года Лидия встретила, когда разминировали поле у станции Погостье подо Мгой. И меньше чем через неделю девушку направили в Ленинград — восстанавливать пострадавший от войны город.

— В 1947 году, уже когда отменили карточки, мы стали жить очень хорошо, — вспоминает Лидия Ивановна. — Я работала техником на заводе, который тогда имел только порядковый номер, а потом стал называться «Ленинец». После войны участвовала в восстановлении этого завода, а потом пошла туда работать. И работала, пока не вышла на пенсию. Мы делали оборудование для советских самолетов. Я вышла замуж очень счастливо, родила и воспитала двоих детей. В следующем году мне исполнится 90 лет. Долгая жизнь...

Каждый год 9 мая ветераны, служившие в одних войсках с Лидией Ивановной, приходят на общую встречу. Сначала желающих принять участие не мог вместить даже огромный зал ДК имени Горького. А теперь они собираются в крошечном кабинете одного из городских музеев. В прошлом году на встречу пришли 10 человек. В этом — еще меньше.

— Как-то давным-давно мы с мужем и компанией друзей шли из театра, — рассказывает Лидия Ивановна. — Шли пешком, пели, веселились. И вдруг у меня сердце замерло. Смотрю —наш  ДОТ! Сейчас их не стараются сохранять. Наверное, тут ничего не поделаешь. Город должен расти, нужно строить новые дома. И иногда старый военный ДОТ оказывается у строителей на пути. Приходится ломать. Но если решено какие-то отдельные ДОТы сохранить, то обязательно нужно о них заботиться! Ведь они тоже защитники Ленинграда. И их,  как и нас, осталось совсем мало.

 

Фото Дениса Шаляпина
↑ Наверх