На 6-й Советской построят храм
на Песках
Для одних это строительство — восстановление исторической справедливости, для других — уплотнительная застройка единственного сквера
Церковь снесли в 1934 году
Церковь Рождества Христова на Песках, давшую названия всем девяти Рождественским улицам, построили в конце XVIII века. Она была цеховой для служащих по ведомству имперской канцелярии строения домов и садов, на современном языке — архитекторов и ландшафтных дизайнеров. После 1917 года Рождественские улицы переименовали в Советские. В Ленинграде 1934 года постройку снесли наряду с десятками других церквей.
Рождественский сквер
В народе площадку снесенной церкви стали называть Рождественским сквером. Под этим именем он вошел и в официальные реестры уже в современном Петербурге: Рождественский сквер на пересечении 6-й Советской улицы и Красноборского переулка — территория зеленых насаждений общего пользования в границах Центрального района (муниципальный округ Смольнинский).
В 2011 году территория на пересечении 6-й Советской улицы и Красноборского переулка была взята в аренду общественной организацией «Приход храма Рождества Христова на Песках» — для проведения археологических изысканий.
Молебен с корчевкой
Тот стиль, в котором были начаты изыскания, оценивается местными жителями как атака. Они рассказывают: сквер был единственным местом отдыха среди каменных дворов. В сквере вольно гуляли дети из двух окрестных детсадов. Кто видел, как обычно выгуливают детсадовцев в старых районах — на тротуарах вдоль стенок домов, с которых грозит осыпанием лепнина, — тот поймет значение зеленого скверика в центре города.
Итак, как рассказывают жители, в сквере росли акации, снежный ягодник, жасмины, шиповник, была клумба, за которой ухаживало садово-парковое хозяйство района, — и вдруг это место обносится синим строительным забором. Подгоняют экскаватор, приходят люди с молебном, объявляют о намерении строить церковь и начинают корчевать кусты.
В сентябре 2012 года, когда началась эта «археология» с полным уничтожением зеленого культурного слоя современности, между общественниками-арендаторами и местным населением происходили прямые стычки.
Из окон своих домов жильцы подсчитывали количество самосвалов, вывозивших грунт, — насчитали более 200. Сделали вывод, что это не археологические раскопки, в которых через сито просеивают каждую крупицу старины, а расчистка территории под застройку.
«Уплотнительная церковь»
Главный аргумент жителей против разворачивающегося церковного строительства: нельзя войти в одни воды дважды. Сейчас здесь, на пересечении 6-й Советской улицы и Красноборского переулка, иная, чем в 1930-е годы, среда, иная ситуация. Вокруг возникли другие дома. Прежняя дореволюционная картинка однозначно утрачена, и храм, построенный по историческому макету... На этом месте собеседники «ВП» из числа местных жителей недоуменно пожимали плечами: мол, зачем менять историю? Не приведет ли эта тенденция с восстановлением церквей к застройке города декорациями из былых времен?
Кроме историко-идеологических соображений у жителей есть и практические: под окнами развернется стройка.
— У нас даже верующие против этой уплотнительной застройки, — рассказали «ВП» Тамара Воробьева, преподаватель вуза, и Ирина Хоперская, химик-технолог. — Вокруг нас достаточно много церквей, в которые можно ходить на службы. От Кирочной улицы и до Владимирской площади — 28 церквей и часовен. Рядом — Александро-Невская лавра.
Беспокоит людей также то, что церковное хозяйство займет затем всю площадь сквера и не оставит ни метра под публичное пространство — ведь храму будут нужны парковки, возникнет надобность в подсобных помещениях и так далее.
Проект давно согласован
Архитектор проекта Рафаэль Даянов рассказал «Вечернему Петербургу», что церковь будет ставиться исключительно на старое место. «Не выходя за пределы своего участка», — сообщил Рафаэль Маратович. Сейчас идут последние этапы историко-культурной экспертизы.
Добавим, объемно-пространственное решение будущей постройки согласовано с КГИОП еще в 2009 году, подписано главным архитектором города в 2010 году. Уверяют, арендатор-приход будет строить церковь исключительно на средства дарителей — без государственного участия.
Мнения экспертов
Этот адрес не единственный в Петербурге, по которому намереваются возводить церкви заново. На Лахтинской, 19, на Петроградской стороне, собираются отстроить снесенную в советское время церковь Ксении Петербургской. На Лиговском проспекте — Греческую церковь (храм Святого Дмитрия Солунского). Масштабные работы уже развернулись на Сенной площади — выстроят снесенную в 1960-х годах при строительстве метро церковь Успения Пресвятой Богородицы (автор проекта также Рафаэль Даянов).
Греческую церковь утратили в 1962 году, при строительстве БКЗ. В начале июня проект воссоздания рассматривался Советом по сохранению культурного наследия при правительстве города и был одобрен. Однако раздавались и голоса против. Эксперты предупреждали, что подобные вещи закладывают основу вседозволенности для архитекторов. Теоретически в центре города новое строительство запрещено, но практически — открыта дорога для исключений.
К тому же, говорилось, вокруг столько памятников старины, пребывающих в катастрофическом состоянии, что не лучше ли обратить внимание и средства на них? Ведь всем очевидно, что на деньги благодетелей такие проекты не осуществляются, — неизбежно участие городской казны. Как это сейчас и происходит со строительством храма на Сенной площади — подготовительные работы финансируются из городского бюджета.
Как относиться к новоделам?
Мнение профессора Института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина Ивана Уралова о целесообразности воссоздания храма Рождества Христова на Песках таково:
— Этот храм был цеховой церковью петербургских архитекторов и строителей, он прекрасно организовывал пространство соседствующих улиц и площади. Я бы настойчиво рекомендовал воссоздать этот храм— в прежнем объеме или меньшего масштаба.
Что касается возражений о новоделе — мы ведь считаем возможным воссоздавать то, что разрушила война. Однако ставим под сомнение воссоздание того, что разрушили сами. Да, заново отстроенные после войны Петергоф и Царское Село — тоже новодел. Но назовем ли мы их восстановление неправильным? Здесь можно поставить даже и новый храм, оставив память о прежнем в некоем церковном музее, в неких воссозданных фрагментах...
— То, что живущие рядом люди против, — это вполне понимаемо, — продолжает Иван Григорьевич. — Народ просто боится ошибок, волюнтаристских решений в области строительства. Но можно ведь совместить храм и сквер, как это замечательно сделано у Спасо-Преображенского собора. Одно другому не мешает.
Метки: Про Петербург Строительство Из первых рук
Важно: Правила перепоста материалов