Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

На Дорогу жизни возвращаются стелы

Ленобласть держит свое слово и готовится к юбилею Победы

К середине декабря власти Ленинградской области обещают завершить реставрацию 43 памятных верстовых столбов Дороги жизни. Более полувека к ним не прикасались мастерки штукатуров. И вот во вторник, 2 декабря, на свои места были возвращены первые два отреставрированных памятника — на 39-й и 41-й километры. Перепутать невозможно — они пронумерованы. Корреспондент «ВП» наблюдал за этим событием.

Стела «39-й километр» прибыла на место установки.

Дорога жизни — это не только ледовая трасса через Ладожское озеро с мыса Осиновец в Кобону и Лаврово. Это весь путь от Ленинграда до южного побережья Ладожского озера. Сначала от Финляндского вокзала 56 километров по железной дороге до станции Ладожское озеро — туда и сейчас ходят электрички. Оттуда еще 45 километров вдоль берега — это шоссе А-128 Санкт-Петербург — Морье во Всеволожском районе, оно повторяет сухопутный участок Дороги жизни. И потом трасса уже шла по озеру.

На каждом километре сухопутного маршрута — памятные столбы. 56 стоят вдоль железной дороги и находятся в ведении ОАО «РЖД», которое пообещало отремонтировать их к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. А 46 (включая «нулевой» километр) делят между собой Петербург и Ленинградская область. На территории последней — 43 памятные стелы. Вот они-то и находятся на реставрации. 

Как рассказал корреспонденту «ВП» начальник по производству работ Дмитрий Ворожцов, трудности начались практически сразу:

— Сначала мы хотели работать прямо на местах, где стелы установлены. Но только мы ставили леса и тепляки, на следующий день исчезало все оборудование  вплоть до деревянных клиньев. Его воровали. Таким образом мы лишились четырех тепляков. Видимо, тащили в свои хозяйства. Выставлять охрану? Слишком уж удаленный участок, да и нерентабельно — никакие сметы бы не выдержали.

По словам Дмитрия Ворожцова, в советское время звезды, серпы и молоты, цифры и буквы на столбах были из цветного металла. Но в девяностые весь цветмет чуть ли не за неделю был с этих стел содран. В результате к 2005 году все металлические элементы решили сделать из чугуна. Поэтому теперь их приходится грунтовать и красить. Как, собственно, и стелы. Они из бетона...

Километровые стелы входят в мемориальный комплекс «Дорога жизни», который в свою очередь входит в мемориальный комплекс «Зеленый пояс Славы». Создавались же все памятники по принципу народной стройки. Предприятия выделяли материал, работники в субботники и на сверхурочных ваяли. Гранита было мало. Хотя если бы стелы были гранитными, то в девяностые они начали бы пропадать целиком. А армированные блоки бетона особо никому были не нужны.

В общем, для того чтобы без потерь провести реконструкцию, подрядчик решил все памятники демонтировать и свезти в одно место. Участок земли арендовали поблизости — в племенном совхозе «Спутник». 

Процесс реставрации стел не сложный, но поначалу очень шумный и пыльный. Сначала памятники стоят под открытым небом. Там их пескоструйщик Дмитрий очищает от всех наносных слоев — это старый грунт и шпаклевка, потом слои краски, которыми к праздникам столбы обновляли, а также соль, которая летит на стелы от машин, мчащихся мимо по трассе. Дмитрий похож на космонавта. Он в шлеме с обзорным стеклом, куда подается воздух, потому что дышать в облаке летящих во все стороны пыли и крошки невозможно. Говорить с ним тоже нельзя, поскольку из-за шума он ничего не слышит. 

Потом стелы идут в импровизированный теплый цех, устроенный там же из резинового тента. Здесь за них берутся девушки с мастерками — в бригаде восемь штукатуров и маляров. Как рассказала корреспонденту «ВП» Марина, выравнивавшая до глади шпаклевку, процесс трудоемкий. Сначала кладется грунт, потом шпаклевка. Первый слой выравнивается, после чего кладется второй слой. После выравнивания второго слоя стелу красят. Отдельно — плоскости, потом чугунные элементы, которые предварительно тоже грунтуются, что помогает избежать ржавчины.

Как пояснил Дмитрий Ворожцов, такими темпами — а бригада работает по 15 часов в сутки — им удается за день обновить два столба, которые можно сразу увозить на место. Сейчас как раз были полностью готовы к установке две стелы — 

39-й и 41-й километры. Их погрузили на манипуляторы и повезли. Мы поехали на 41-й.

К сведению горожан, в Ленобласти настоящая зима. В лесу лежит слой снега, лед на Ладоге еще не крепок, но снег уже держит. И вот на фоне этого белого безмолвия — даже машины мимо не ездили — стелу водружали на подиум. Мы стали свидетелями возвращения первого памятного столба.

Обошлось без сбоев. Столб аккуратно опустили на пьедестал с тремя металлическими штырями. Правда, в нижней части стелы отлетел слой штукатурки. Но, как объяснил Дмитрий, главное — грунт. Он не поврежден. А штукатурный слой маляры восстановят.

Стелы пронумерованы. На столбах с четными номерами — звезды, с нечетными — серпы и молоты.

Напоследок к нам подъехал заместитель председателя комитета по культуре Ленинградской области Андрей Ермаков. Он рассказал, что сейчас на реставрации находятся все памятники Дороги жизни и отдельные памятники «Зеленого пояса Славы»:

— Я напомню, что в этом году Ленобласти были переданы все памятники «Зеленого пояса Славы». Это все памятники федерального значения, находящиеся на территории региона. Сейчас создается государственное учреждение, в чьем оперативном управлении все они будут находиться. Потом мы создадим новый музей «Дорога жизни» в Осиновце. В общем, процесс этот недешевый и небыстрый. Но памятники, которые стоят на Дороге жизни, будут отремонтированы к 70-летию Победы. В этом нам помогают предприятия, которые работают на территории Ленобласти. Также многие памятники закреплены за разными учреждениями. И каждое проводит на своих объектах субботники. Можно сказать, что возродилась «народная стройка». Как «Зеленый пояс Славы» когда-то строили — предприятия и трудовые коллективы, так его сейчас ремонтируют.

Напоследок хотим сказать, что когда мы возвращались в Петербург, то обратили внимание на столбы, которые находятся в ведении города. К ним пока руки маляров не прикасались. Но этим уже должен озаботиться Смольный.

↑ Наверх