Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

На Итальянской хранят память о блокаде

Музей Дома радио был открыт в 1977 году по инициативе Олега Руднова, сотрудника молодежной редакции и секретаря комсомольской организации радиокомитета

Записывала Ольгу Берггольц и Юрия Гагарина

Накануне памятных блокадных дат в Петербурге традиционно — всплеск интереса к Ленинградскому радио. Пока Маргарита Сергеевна показывает музей корреспонденту «ВП», то и дело звонит телефон: горожане просятся на экскурсии, коллеги — на интервью.

Сегодня экскурсии в нем проводит Маргарита Клыкова, работающая на Ленинградском радио с 1949 года.

«Рассказать вам о том, как я работала с Ольгой Берггольц в годы блокады? — переспрашивает Маргарита Сергеевна абонента. — К сожалению, не смогу! Я пришла на радио только в 1949 году. Да, Берггольц несколько раз записывала. Но уже в пятидесятых годах».

Маргарита Сергеевна Клыкова, старейший звукооператор Дома радио, записывала ведущих актеров ленинградских театров, три постановки с Акимовым, две — с Товстоноговым. Как об одном из самых удивительных впечатлений своей жизни рассказывает о радиорепортаже с митинга на Кировском заводе: записывала на трибуне выступление Юрия Гагарина перед ликующей толпой.

«На плече — магнитофон весом в несколько килограммов, в руке — микрофон, тоже нелегкий. Из-за спины — сопровождающий в штатском тихо так мне: «Не лезь сюда со своим микрофоном». Я же ему, не оборачиваясь: «А я и не лезу, но если я не запишу, меня уволят». «Он и отстал», — вспоминает Маргарита Сергеевна событие лета 1961 года. Конечно, репортаж был записан, никого не уволили, и до сей поры Маргарита Клыкова работает на радио: хранительницей музея.

Музей открыли в 1970-е

Музей, напоминает Маргарита Сергеевна, был открыт в 1977 году. Его придумал Олег Руднов, секретарь комсомольской организации Ленинградского радиокомитета. Идею ему пришлось утверждать в Куйбышевском райкоме КПСС. Старшие товарищи из дворца Белосельских-Белозерских курировали и единственное городское радио, и все пять общественно-политических газет города, редакции которых были расположены на Фонтанке, 59, в здании «Лениздата». Теперь их там нет, а радио по-прежнему в своем доме на углу Малой Садовой и Итальянской (до 1991 года улица имени комиссара Ракова).

Маскировочные сетки на Доме радио призваны уберечь прохожих от обрушения балконов и декора исторического здания.

Не упомянуть о «Лениздате» невозможно: после 1991 года в стенах этого здания с редакционными музеями расправились со всей беспощадностью новых собственников наших газет. Архивы, фотографии, автографы президентов и генеральных секретарей, вымпелы и знамена, оборудование редакций — все было отправлено на свалку истории, на помойку.

12 января 2015 года, при прощании в Доме радио с безвременно ушедшим главой Балтийской медиа-группы Олегом Рудновым, в речах выступавших на гражданской панихиде отдельной признательной благодарностью покойному звучали слова о его роли не только в деле сохранения от уничтожения газет «Смена» и «Вечерний Петербург», но и в деле организации и сохранения музея Радиокомитета.

Метроном, служивший в блокаду.

Тяжелая история!

Конечно, когда спохватились собирать экспонаты в семидесятых годах, многое уже было утеряно, особенно крупногабаритная радиоаппаратура первых поколений. Посетителей музея, конечно, впечатляет громоздкий стационарный магнитофон «МЭЗ-28» Московского экспериментального завода, которому минимум полвека. Но они, увы, не увидят тот 40-килограммовый переносной магнитофон, с которым сотрудники радиокомитета делали репортажи во время блокады Ленинграда.

Рабочее место диктора и оператора, оборудованное в подвале.

«Никто не знает, куда он делся, но знают, когда появился, — рассказывает его историю Маргарита Клыкова. — 3 июля 1941 года к зданию Радиокомитета со стороны Малой Садовой улицы подъехал автобус с надписью «Радио Таллина». Еще до оставления советскими войсками столицы Эстонии оттуда был вывезен этот немецкий магнитофон. Уникальный для того времени: у нас такого не было. С ним Любовь Самойловна Спектор, единственная женщина-звукооператор, десантировалась с парашютом на территориях партизанских отрядов».

Фотографию Любови Спектор в летном шлеме можно увидеть в музее — на ней она вместе с Лазарем Маграчевым, радиокорреспондентом. О боевых приключениях этой пары в Доме радио складывали легенды — абсолютно правдивые.

В тылу врага

Как-то, рассказывает Маргарита Сергеевна, Любовь Самойловна и Лазарь Ефимович были сброшены с самолета на парашютах в тыл врага, чтобы подготовить репортаж из партизанского отряда: «Но обратно-то им как с таким грузом, с этим магнитофоном и пленками? Самолету негде сесть, чтобы их забрать. Тогда партизанами были устроены две большие подводы. В одной на магнитофон набросали сено. На возе с сеном разместились Любовь Самойловна и лесник. На другой подводе — Лазарь Ефимович, тоже с возницей. Все они были разнаряжены, взяли гармошку и вот таким маскарадом, изображая подгулявшую компанию, с музыкой, проехали мимо немецких часовых и патрулей».

В музее воссоздан редакционный кабинет времен войны.

«Те не заметили, что в возах два еврея?» — «Нет, — говорит Маргарита Сергеевна, — немцы подумали: это какое-то русское веселье. С гармошкой».

После войны Любовь Самойловна стала начальницей Маргариты Сергеевны, а Маргарита Клыкова, в свою очередь, — второй в истории Ленинградского радио женщиной-звукооператором. Лазарь Ефимович, рассказывают, спасал от уничтожения блокадные радиоархивы во время Ленинградского дела и в период борьбы с космополитами.

Дом радио — в камуфляже

Мемориальная доска «Мужеству работников Ленинградского радио в дни блокады» установлена перед входом в Дом радио со стороны Итальянской улицы.

Доска размещена в глубине входа, как и бронзовый барельеф Ольги Берггольц с выбитыми в граните строками ее стихов. К сожалению, с улицы эта мемориальная композиция практически неприметна: правило не украшать мемориальными досками исторические здания центра Петербурга сыграло тут не в пользу исторической памяти. Прохожие делают селфи на фоне самого Дома радио: приезжих впечатляет зеленая маскировочная сетка на балконах и карнизах. Однако этот камуфляж — не временная декорация для съемок фильма о войне: он предохраняет прохожих от обрушений с фасадов легендарного Дома радио, в котором сейчас размещается «Радио Петербург», часть Пятого телеканала.

Секретарь комсомольской организации Дома радио Олег Руднов (в центре) был инициатором создания музея.

↑ Наверх