Газета выходит с октября 1917 года Sunday 5 мая 2024

На Крестовском выполняют план «Контрудар»

Корреспонденты «ВП» проникли на масштабную стройку футбольной арены

Вот-вот администрация Санкт-Петербурга может объявить о новом конкурсе на завершение строительства «Зенит-арены» на Крестовском острове, которое пока ведет компания «Трансстрой». Несколько дней назад, напомним, в правительстве города было заявлено об отказе пролонгации действующего соглашения с «Трансстроем», срок которого истекает 15 ноября. Посвященный долгострою материал «Крестовский крест», опубликованный в «Вечернем Петербурге», вызвал грандиозную реакцию — в частности со стороны руководства ООО «Инжтрансстрой-СПб», дочерней компании генподрядчика строительства компании «Трансстрой», которая непосредственно осуществляет возведение стадиона.

С журналистами «Вечёрки» встретился директор по проектированию и инженерной подготовке «Инжтрансстроя-СПб» Сергей Копыл. Сергей Григорьевич подробно поведал о том, как именно компания намерена достраивать арену, если выиграет новый тендер, и продемонстрировал журналистам «ВП» несколько модных уникальных «фишек», заготовленных для применения на стадионе.

«Памятник — грейдер» застыл в стадионном бетоне

— Вы сами убедитесь: нашу стройку не назвать вялотекущей, — заявил, что называется, с порога, Сергей Копыл.

Ну что ж, они идут, эти работы — в чаше будущего стадиона и в районе моста, обеспечивающего выкатное поле (к октябрю возле павильонов архитектора Александра Никольского обещано смонтировать большую лестницу). Царит ли на строительной площадке «атмосфера делового энтузиазма, замешанная на спортивном азарте», пусть каждый читатель решает сам. Но и запустения корреспондент «ВП» не обнаружил.

Слышался стук молотков, лязг металлических конструкций. И еще — знакомый гул, который издают бельгийские сваезабойные машины. Корреспонденту «ВП» вспомнилось, как эти установки грохотали здесь еще в 2007-м — неужто планировку стадиона, технологию строительства бетонной чаши переделали настолько, что пришлось заново вбивать сваи?

— Нет, разумеется: это гремят по соседству, на стройплощадке Западного скоростного диаметра — там как раз сваи сейчас забивают, — успокоила Анастасия Гордеева, руководитель проекта департамента внешних коммуникаций ПСК «Трансстрой». — Видимо, этот участок Крестовского острова постоянно будет в стадии забивания свай.

По тридцать — сорок человек, как «муравьишек» маленьких — настолько грандиозен по размеру и внушителен по своему размаху возведения этот объект, — трудились на каждом секторе строящихся трибун. На будущем футбольном поле, ныне «упакованном» в своеобразную бетонную «подушку», фланировали еще несколько десятков человек в спецовках. Один работяга нес «гвозди» в бутылках — оказалось, металлические части для крепления свайных опор. Остальные ушли на обед.

Рядом стояли какие-то вагончики, биотуалеты, лежали арматура, металлические конусы, каркасы труб, куски плит и ступеней. На будущем футбольном поле машинисты трех башенных кранов подавали бетонные панели — для укладывания их на сектора трибун, которые готовы примерно на треть. Еще с десяток таких кранов не без дела возвышались где-то за оградой общего свайного поля.

Обратило на себя внимание: внушительных размеров гусеничный грейдер словно застыл в бетоне — прямо в середине будущего футбольного поля.

— А это что за агрегат такой, чудо застывшей не в камне строительной техники? — поинтересовался автор этих строк.

— А, это памятник, оставшийся от одного из субподрядчиков. Кажется, сломанный кран, который наполовину разобрали, — пояснила Анастасия. — Машина не работает давно, однако субподрядчик его не вывозит. Впрочем, пока она нам не мешает.

Строительство моста почти закончено

Еще в апреле на площадке было умиротворенно тихо — там трудились около ста человек. А теперь на объект ежедневно выходят в две смены 1200 рабочих. Это преимущественно «монолитчики», но также и бетонщики, специалисты по опалубке, монтировщики, сварщики, машинисты башенных кранов, подсобные рабочие, а также инженеры и специалисты, оборудующие «натяжной мост», который обеспечит выкат поля.

В вершину 40-метрового основания моста, к слову, уже заложены крепежные канаты (этакие размещенные горизонтально или вертикально «пучки» из металлоконструкций, похожие на арматуру), необходимые для эластичности конструкции, — они обеспечивают натяжение, гасят вибрацию. Подогнаны огромные немецкие машины, которые необычайно точно, по словам специалистов, датчиками измеряют нагрузку на бетон в каждой точке.

— Мы выполняем бетонирование монолитных конструкций чаши стадиона выше уровня 14 метров, — начал перечислять Сергей Копыл. — Кое-где уже вышли на верхнюю отметку — 42 метра. Кроме того, мы начали монтаж первого из восьми пилонов, на которых будет держаться раздвижная кровля. Остальные будем монтировать по мере освобождения фронта работ — окончания бетонирования очередного участка чаши и снятия там лесов. Пока же ведутся подготовительные работы — создание опорных частей пилонов, на которые потом будут монтироваться металлоконструкции.

А строительство моста над выкатным полем практически закончено. Поскольку над мостом разместится фанатский «вираж», то в целях усиления конструкции он построен из напряженного железобетона. Еще строители решили вместо полиуретанного скольжения использовать подшипники качения. Сейчас завершается натяжение стальных канатов, пронизывающих толщу бетона, после чего каналы, по которым проходят эти канаты, окончательно зальют бетоном. А пока там, на первом уровне, кое-где еще торчат сваи.

Метростроевцы пришли на выручку

На высоте группы рабочих в касках медленно возились с металлическими ярко-красными «трубами-конусами». Они, как выяснилось, отвечали за ремонт и отделку колонны, которая будет держать трибуну.

Рядом начал расти первый наклонный пилон. Остальные еще не готовы.

— Пока пилон единственный: установить второй опалубка мешает, — пояснил корреспонденту «ВП» бригадир в спецовке «Метростроя», субподрядной организации. — Но в октябре должны установить второй. Всего должны поставить аж восемь пилонов, из них 4 — угловых. 

Хуже всего дело обстоит на стройплощадке с возведением сектора, который обращен в сторону Малой Невки и где разместятся наиболее дешевые места, фанатские. Над ними еще даже не высятся бетонные каркасы будущих трибун — только смонтированы строительные леса и установлены крепежные стальные мачты-ограждения.

Остальные сектора мало-помалу «обрастают» опалубкой, заливаются бетоном. Тоже, впрочем, не без сложностей.

— Проблема в том, что на 42-метровой высоте необычайно долго строятся «гребенки»: вот, взгляните, эти светлые горизонтальные перекрытия на секторе, — прокомментировала Гордеева. — Эти ступени, как еще называют «гребенки», могут «отливать» месяцами. А уже поставить вертикально арматуру хоть и трудоемко, но не слишком. Волны на трибунах темные — это опалубка: ограничитель для бетона, чтоб не растекался.

Часть секторов на 40-метровой высоте уже возведена. К примеру, подготовлен каркас будущих скай-боксов — крытых лож, которые располагаются по обеим продольным сторонам арены. Нынче это просто голый свод бетона — ровная площадка без дверей, ступеней и инвентаря. И даже без балкончиков, с которых питерские випы, развалившись на диванчиках, прямо у барных стоек, смогут в комфорте следить за игрой.

Сверху поле — словно на ладони. Там лишь уложена бетонная «подушка», по которой не грязно ходить. Но и сейчас выглядит так, словно меньших размеров, — ужель по стандартам ФИФА на нем можно играть?

— Безусловно, можно: поле делаем стандартных размеров: длиной 120 метров, — убеждает Анастасия Гордеева. — А малая его величина — это такой оптический обман: нет легкоатлетической дорожки, которая расширяет границы пространственного восприятия. Увидите, насколько здорово будет смотреть игру в отличие от «Петровского», где даже из середины 10-го сектора не разглядеть номеров игроков, не прочитать, что написано на футболках, здесь угол наклона трибун не пологий. Зато представьте себе только, что до игроков с первых рядов центральных секторов болельщикам будет рукой подать!

Кроме того, один из секторов («Е», на одной из центральных трибун) специально строят для возможности свободного проезда в инвалидной коляске. Да и вообще проходы между рядами кресел сделают в два раза шире, чем на «Петровском».

— Да, здесь такого, как на стареньком «Петровском», к счастью, не получится, — довольна Анастасия Гордеева. — Есть даже вариант купить отодвигающиеся кресла.

Впрочем, часть антивандальных пластиковых кресел к стадионным секторам уже закуплена. Одно из них стоит в кабинете у главного инженера. Тяжелое, оно в «оправе» из металла. Весит, оценил корреспондент «ВП», килограммов 6 — 8, не меньше. 

— Вот наше антивандальное кресло бизнес-класса, в незаконченном виде, с жесткими и закаленными креплениями и поручнями, — гордо продемонстрировал диковинку Сергей Григорьевич. — Кресло это иностранного производства. Стоит одно такое около 4 тысяч рублей. А всего на трибунах установим 68 тысяч таких стульев. 

Блогеры — болельщики «Зенита» инспектируют стройку

Внимание к стройке огромное. Не только у администрации Санкт-Петербурга или журналистов. На днях работы инспектировал эксперт Международной федерации футбола (ФИФА) Ричард Хайден, который обустроил в свое время ни много ни мало 180 футбольных полей (в том числе он консультировал июльскую укладку «изумрудного» газона на «Петровском»). Специалист нашел недоделки в системах отопления и освещения арены на Крестовском, посоветовал улучшить аэрацию, водоотвод, а также выбрать оптимальные технологии для подготовки футбольного поля — дабы оно соответствовало бы всем требованиям ФИФА.

Даже болельщики «Зенита» — блогеры — представьте себе, инспектируют работы на Крестовском. Они задают «прорабам стадионного строительства» неудобные вопросы.

— Есть один простой парень, поклонник «Зенита», он повадился приезжать к нам в обеденный перерыв, — заинтриговала Анастасия Гордеева. — Другой, который тоже за футбол радеет, живет неподалеку: вечером садится на велосипед, берет в руки фотоаппарат и фиксирует на пленку, что здесь происходит. Залезает сюда по субботам со стороны залива и делает снимки.

И этот блогер, помню, задавал много вопросов: «А не криво ли стоит эта колонна?» «А на днях я делал фотосъемку, так один рабочий не явился на свой сектор — а куда он делся? Неужели не вернется? — мы проверим»

В общем, стадион слишком важен для города — и на нем «заморозить» работы нельзя. 

На строительстве стадиона заняты 1200 рабочих в две смены.

Основные строительно-монтажные работы должны быть завершены к концу 2015 года.

12 миллиардов рублей на стройке уже израсходованы, из них 8 миллиардов — когда здесь работал «Трансстрой» (4 миллиарда освоил «Авант»). Но еще предстоит освоить 22,4 миллиарда рублей — учитывая, что общая сумма госконтракта составляет 34,9 миллиарда рублей.

↑ Наверх