Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Стадион на Крестовском: взгляд изнутри

Корреспонденты «ВП» проникли на масштабную стройку футбольной арены

Ход работ 40% — общая готовность стадиона. 60% — готовность конструкции чаши. 50% — готовность металлоконструкций выкатного поля. 75% — готовность фермы внешнего контура. 100% — готовность моста над выкатным полем.

От «Летающей тарелки» сохранилась общая концепция

«Трансстрой» ведет строительство арены на Крестовском 6 лет — с конца 2008 года. Но почему так долго? И так дорого?

Прежде всего, работы на объекте останавливались либо потому, что приходилось перепроектировать арену, либо потому, что замораживалось финансирование. По утверждениям Анастасии Гордеевой, около десяти месяцев — с октября 2012 года по июнь 2013-го — «стадионных денег» на счета «Трансстроя» от заказчика не поступало. И компания, мол, возводила объект за свой счет, вложив 2 миллиарда рублей.

— Заказчик просто не хотел принимать наши работы — говорил, у нас путаница с рабочей документацией, — уточнила позицию компании руководитель проекта департамента внешних коммуникаций. — Наш гендиректор даже заявил: да он пожмет руку главе той структуры, в которой взялись бы достраивать этот объект. Потому что он давно уже не прибыльный, а на протяжении последнего года — убыточный. 

Тем не менее заказ остался прежним. Согласно госконтракту, питерский «Зенит» должен сыграть в «летающей тарелке», оборудованной выдвижным полем, раздвигающейся крышей и трибунами на 68 тысяч мест (сумма госконтракта на строительство арены составляет 34,9 миллиарда рублей), первый домашний матч в сезоне-2017. 

Впрочем, в современной России до сих пор не брались за реализацию таких масштабных и сложных проектов, как «Космический корабль» Киши Курокавы.

По нормам УЕФА существует четыре категории футбольных стадионов: первая, вторая, третья и «элита». Арена для «Зенита» относится к элитной категории, кроме того, должна быть нашпигована техническими новинками, не свойственными стадионам на столь северной территории. Например, зимой на стадионах во Франкфурте-на-Майне, где бывает достаточно холодно, эксплуатационники либо не борются с морозами вообще, либо сражаются такими методами, которые не годятся в России. А на Крестовском нужно возвести объект, на котором болельщикам будет комфортно в любую погоду. 

Но что осталось, полюбопытствовал корреспондент «ВП», от первоначального проекта Киши Курокавы? Сохранилась общая концепция — 8 пилонов, на которые «подвешивается» крыша, а также выкатное поле. Только выкатное оно будет не гармошкой, как у Курокавы. 

— Прежний проект, во-первых, не рассчитывался на российские снеговые нагрузки, во-вторых, в нем невозможно было соблюсти необходимый температурный режим, в-третьих, купол предусматривался из горючих материалов, то есть крыша стадиона запросто сгорела бы, — пояснил корреспонденту «ВП» Сергей Копыл. 

Работы осложнялись еще и тем, что в проекте Киши Курокавы предусматривалось слишком мало унифицированных элементов — в нем едва ли не каждая балка была другого размера и диаметра. Кроме того, крыша арены висит на пилонах и вантах. Это красиво. Но оказалось, пилоны не держат нужную нагрузку. 

— Действительно, в старом проекте крыша стадиона раздвигалась бы не так, как все — гармошкой; надувные подушки катились по роликам, — уточнил Сергей Григорьевич. — Но уже при температуре минус пять градусов из-за образующегося конденсата ролики сошли бы с направляющей и крыша не двигалась бы. 

Что же касается раздвижной кровли, то поскольку проект ее изменился, пришлось разобрать временные опоры, стоявшие в центре поля. Но скоро приступят к их монтажу уже на новых местах. 

— Технология установки кровли не изменилась — путем надвижки на временные опоры. Но поскольку сроки жесткие, то мы вместе с «Мостоотрядом-19» и проектировщиками ищем пути ее оптимизации, — пояснил Сергей Копыл. — В 2014 году нам предстоят самые ответственные работы.

Однако времени осталось мало. И придется постараться, чтобы «Космический корабль» не превратился в «тарелку», окончательно севшую в лужу. Поэтому в «Трансстрое» рассчитывают на возобновление сотрудничества с городской администрацией по возведению арены. Как?

В конце ноября планируется новый конкурс. И «Трансстрой» намерен участвовать в нем. 

— Сейчас мы активно выполняем строительно-монтажные работы — можем лишь своей работой продемонстрировать желание дальше трудиться на стадионе, — говорит Копыл. — 15 ноября истекает срок действующего соглашения. Допустим, 30 ноября объявят результаты тендера. Мы к этому моменту будем выполнять работы, скажем так, по поддержанию в порядке и в безопасном состоянии арматуры и бетона, а также несущих конструкций. Но окончательно лишиться госконтракта не хотелось бы.

Поэтому план остается прежним: завершить строительство в начале 2016 года. 

В ноябре «Трансстрой» планирует начать монтаж временных опор для будущей раздвижной крыши и заказать металл на одном из иностранных заводов. Скорее всего, в Германии (там, получив из Петербурга чертежи, месяца два будут с ними возиться, после чего начнут закупать материалы, а спустя месяца три приступят к изготовлению пригодного для крыши металла). И первые конструкции появятся на невской стройплощадке, вероятнее всего, через полгода. В январе-феврале должны окончиться монолитные работы, возведение чаши стадиона. А с начала следующего года пора приступать к обустройству крыши стадиона, параллельно занимаясь футбольным полем. 

— В 2014 году развернутся одни из самых сложных и ответственных работ — по монтажу металлоконструкций стационарной крыши, — оптимистичен Сергей Копыл. — В конце 2015 года стадион в основной части мы достроим. После чего в первой половине 2016-го останется сделать некоторые мелкие доработки: отделку арены, перегородок. Впрочем, если вы пройдетесь на так называемом первом уровне, то увидите, что кое-где уже готовы перегородки из газобетона. 

Работы на объекте останавливались либо потому, что приходилось перепроектировать арену, либо потому, что замораживалось финансирование.

Все ли познается в сравнении?

Перед объявлением нового конкурса на достраивание многострадального стадиона на Крестовском «Трансстрой» выпустил рекламный буклет, в котором, в частности, другие стадионы, сопоставимые с «Зенит-ареной» по вместимости, сравнивает с нашим не только по общей стоимости, но и по стоимости посадочного места. 

В качестве объектов для сравнения «Трансстрой» предлагает следующие стадионы: «Янки-Стэдиум» в Нью-Йорке, «Мэдисон-Сквер-Гарден» там же, «Метлайф-Стэдиум» в Ист-Ратерфорде (Нью-Джерси), «Нью-Медоу-Лэндс-Стэдиум» там же, «Ковбойз-Стэдиум» в Арлингтоне (Техас) — все пять в США, а также Олимпийский стадион в Монреале (Канада).

В этом окружении «Зенит-арена» оказывается «белой и пушистой»: и стоит меньше всех, и посадочное место самое дешевое (см. таблицу).

По этой статистике «Зенит-арена» выглядит вполне презентабельно: не самый маленький по вместимости (4-е место), он выгодно отличается от других стадионов не только по общей стоимости, но и по стоимости одного зрительского места.

Вот только вся эта «презентабельность» — от лукавого. Потому что выборка стадионов, как говорят статистики, нерепрезентативна.

Во-первых, «Мэдисон-Сквер-Гарден» вообще ни при чем: это не стадион, а крытый спортивно-концертный комплекс. Во-вторых, «Метлайф-Стэдиум» и «Нью-Медоу-Лэндс-Стэдиум» — это один и тот же стадион! Просто в разные времена он носил разные имена, а разница в цифрах — стоимость с учетом инфляции и без нее; вместимость номинальная и рекорд посещаемости. В-третьих, «Трансстрой» забыл указать, что у «Ковбойз-Стэдиума» есть раздвижная крыша, что удорожило строительство: к примеру, хозяева «Янки-Стэдиума» от крыши отказались и сэкономили 200 млн. долларов! В-четвертых, на Олимпийском стадионе в Монреале после его открытия в 1976 году крышу успели уже возвести дважды, а в общую его стоимость входят как стоимость реконструкций и ремонтных работ, так и проценты по кредитам, за которые город расплачивался тридцать лет! В-пятых, все эти стадионы не футбольные, а предназначенные для бейсбола или американского футбола, где могут быть иные требования к инфраструктуре. Наконец, они построены в Америке, где вообще принято жить на более широкую ногу…

Поэтому сравним «Зенит-арену» с футбольными стадионами, расположенными в Европе и в чем-то схожими с ним. Это «Уэмбли» в Лондоне — самый дорогой из футбольных стадионов. Это «Фелтинс-арена» в Гельзенкирхене, у которой и раздвижная крыша, и выкатное поле. Это Национальный стадион в Варшаве — построенный на месте стадиона-холма. Это «Альянц-арена» в Мюнхене, во время строительства которой Германию неоднократно потрясали скандалы. Добавим сюда и стадион университета Финикса в Глендейле — он хотя и в США и предназначен для американского футбола, но также имеет раздвижную крышу и выкатное поле.

Результаты сведем в таблицу. Стоимость приведена с учетом инфляции на 2013 г.

Комментарии, как говорится, излишни. Занимая отнюдь не почетное второе место по стоимости футбольных стадионов мира, «Зенит-арена» уверенно лидирует по стоимости человеко-места, опережая по этому показателю даже самый дорогой «Уэмбли».

Цифры и факты

  • Из металла, используемого для строительства стадиона, можно проложить около 400 километров железной дороги, что сопоставимо с расстоянием от Питера до Хельсинки. 
  • Из стройматериалов, применяемых для возведения арены, можно было бы «слепить» аж 50 торговых центров. 
  • Из бетона, необходимого для строительства стадиона, можно построить около 1,5 миллиона квадратных метров жилья — кстати, больше половины от объема жилой недвижимости в нашем городе за 2012 год.
  • Одно пластиковое антивандальное кресло бизнес-класса на арене стоит около 4 тысяч рублей. Всего необходимо до 68 тысяч таких кресел. Итого — на общую сумму 272 000 000 рублей
  • Поле «Зенит-Арены» — единственное в России и четвертое в мире выкатное футбольное поле. Его особенностью является возможность нахождения как внутри стадиона (на время проведения матча), так и за его пределами (во время культурно-массовых мероприятий), которая сможет быть реализована за 5 — 8 часов. Это техническое решение позволит не только выращивать на крытом стадионе натуральный газон, но снизить постоянные затраты на его обновление.
  • Общая площадь объекта — более 270 тысяч квадратных метров. Количество посадочных мест — 68 тыс. (вместимость во время театрально-концертных мероприятий — более 77 тыс.). В 2018 году там запланирован полуфинальный матч чемпионата мира по футболу.
↑ Наверх